В когнитивной психологии используется теоретическое представление, в котором процесс познания характеризуется как получение, обработка и передача информации. Ведущую роль в этом играют познавательные процессы: ощущения, восприятие,внимание,память, мышление, воображение.
Воображение играет особую роль в познании. Оно, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, но в ситуации, когда доля неизвестного, непредсказуемого и вероятного гораздо меньше. Для воображения характерно допущение психических образов в качестве достоверных, оперирование этими образами как отражениями объективной реальности, изначальная готовность к преобразованию информации, полученной с помощью остальных познавательных процессов, включая мышление. Художественное творчество, религиозное мировоззрение, научное познание немыслимо без высокой степени абстрагирования (отрыва от реальности), свойственного мышлению и, особенно, воображению.
Способность к закреплению прошлого опыта, использованию этого опыта и возврат к осознанным действиям после временной потери сознательного контроля над ними (например, после сна) обеспечивают процессы памяти.
В восприятии предмет представлен не только предметно, но и целостно, образно, структурно, константно, осмысленно. При этом различные ощущения, представленные в восприятии, взаимодополняют друг друга. Предмет, способный удовлетворить потребность, должен быть не только представлен субъекту, но и определенным образом выделен из множества других предметов.
Анализатор - термин, введенный И.П. Павловым. Анализатор осуществляет прием, преобразование энергии раздражителя в нервное возбуждение, проведение этого возбуждения к центральным отделам головного мозга и проведение нервных импульсов к эффекторам (мышцам, другим мозговым структурам, железам внутренней секреции). Анализаторы, в большей или меньшей мере, специализированы, готовы и способны выделять то или иное конкретное реальное свойство предмета, воздействие в соответствующей модальности .
___________________________________________________________________________