Благодаря достижениям человечества в познании мира, воз­можности передачи знаний и опыта людей из поколения в поко­ление (книги, документы, различные сооружения, машины и механизмы, фото-, кино-, аудио-, видеоматериалы и др.) для современного человека в значительной мере облегчается путь по­знания природы, культуры, науки, производства и общества. В ходе познания, общения и совместной деятельности формируется сознание человека.

Сознательными действия человека становятся в той мере, в ко­торой он учитывает их последствия в той реальной обстановке, в которой он действует. Первичным источником, исходным моментом познания и сознания является знание.

Трудно придумать реальную ситуацию, в которой действия че­ловека не затрагивали бы интересы других людей.

По той же причине бессознательные поступки — это поступки, не соотнесенные (или соотнесенные неадекватно) с закономернос­тями реального мира, со знаниями, опытом других людей. Не явля­ется исключением и переживание (сознательное или бессознатель­ное), которое также представляет собой результат соотнесения ис­пытываемого чувства с особенностями предмета или ситуации, в которой оно возникло. Это соотнесение может быть неадекватным или неполным. Индивидуальное сознание представляет собой един­ство объективного и субъективного. Осознание переживания пред­ставляет собой не уход человека во внутренний мир, а соотнесение с его предметом во внешнем мире.

Знания конкретного человека ограничены его опытом (он знает только то, что знает), для его сознания характерно представление об ограниченности собственных познаний. Кроме этого, индивидуаль­ное знание не только ограничено, оно может быть искажено вслед­ствие особенных мотивов и переживаний человека. Не раз в истории человечества случалось так, что объективно ценные знания одного человека (например, К.Э. Циолковского) не были оценены его со­временниками, но стали фундаментом для деятельности последую­щих поколений.