Изначальную, исходную, первичную информацию об окружающем мире, о собственном организме человек получает посредством ощущений (в современной терминологии «сенсорных процессов»).
Все клетки тканей человеческого тела (мышечные, нервные, костные и др.) в состоянии реагировать на внешние воздействия, только их чувствительность и ответная реакция сильно различаются. Мышечные волокна лучше остальных изменяют свою длину, нервные клетки лучше проводят электрические импульсы, костные клетки обладают большей прочностью. Внутри каждого из названных видов тканей также произошла специализация. Гладкие и поперечно-полосатые мышцы, белые и красные волокна различаются сократительной силой, выносливостью, быстротой. Нервные клетки избирательны в реагировании на свет, звук, химическое воздействие, тепло и многие другие факторы среды и самого организма человека (рецепторы), специализировались в передаче нервных импульсов (афферентные и эфферентные пути). Кости скелета отличаются легкостью, прочностью, причудливыми формами, обеспечивающими высокую эффективность скелетной мускулатуры и защиту мозга (головного и спинного).
Несмотря на значительные достижения в исследовании филогенеза психики, сохраняется (с XIII века Ф. Аквинский) принцип выделения когнитивной сферы и аффективной сферы психики.
Традиционно, от В. Вундта (1890), к когнитивной сфере относят: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, сознание. Каждый из когнитивных процессов опирается на ощущения, которые являются базой познания. В когнитивной психологии все познавательные процессы (от ощущения до сознания) рассматриваются как стадии процесса приёма и переработки информации в порядке взаимодополнения, нарастания сложности накопления качественной специфики. При этом весь этот процесс рассматривается как исходный блок целостного поведенческого акта, включающий использование памяти, цель субъекта, принятие решения, его исполнение.
В психологии наметилась тенденция обособления третьей сферы, коммуникативной (Б.Ф.Ломов), связанной с общением человека (речевая и неречевая коммуникация).