Монотипия (от греч. слов «монос» – один, «типос» – отпечаток): отпечаток краски на какую-либо поверхность. Самый простой способ – отпечаток водорастворимых красок (акварель, гуашь, темпера, акрил) на бумагу («Классическая монотипия»). Красивые и популярные вариации монотипии – отпечатки на бумагу или какие-либо предметы с краски, разлитой либо по воде («Водяная печать») либо по какой-нибудь киселеобразной массе («Гелиевая печать», или «Эбру»). Монотипия – прекрасная основа для последующей живописной и графической доработки, создания коллажей.
Смысл работы с монотипией. (см. раздел 3 учебника: «Транс-арт и первичное художественное творчество» + презентация «Монотипия, часть 1») Эта техника позволяет демонстрировать самоорганизацию в природе, включаться в игру стихийных сил на разном уровне – от «проводника» и «инструмента», через который творится, до позиции творца, подчиняющего и направляющего своевольную игру стихийных сил. Практики монотипии прекрасно сочетаются с «фрактальными»» мастерскими (см. пример в разделе 4 учебника: 4.3.6 «Фрактальный мир и фрактальный рисунок» – творческая мастерская»). Фрактальная геометрия описывает законы самоорганизации в природе потрясающе красивым языком математических формул. Освоив базовые приемы работы с монотипией и познакомившись с идеями фрактальных мастерских, рекомендуем перейти к разработке сценария и проекта практики.
Цель практикума – всестороннее знакомство с художественным приемом «монотипия»: классическая монотипия, водяная печать, гелиевая печать
Планируемый результат практикума – освоение техники «монотипия» и адаптация полученных знаний и опыта к своим профессиональным возможностям и потребностям
Задачи:
1. Увидеть возможности изучаемой техники как в художественном аспекте, так и в плане организации практик актуализации креативных возможностей личности и группы.
2. Освоить базовые приемы монотипии.
3. Познакомиться с разнообразными вариантами техники монотипии.
4. Адаптировать полученный опыт к своим профессиональным возможностям и потребностям.
Достигаемые результаты:
• Понимание перспектив использования монотипии в практиках актуализации креативных возможностей
• Освоение художественных возможностей монотипии
• Адаптация полученных знаний и практического опыта к своим профессиональным возможностям и потребностям
Ориентировочный план работы:
1. Знакомство с идеей использования монотипии в психолого-педагогических практиках, изучение технологии выполнения работ (материалы раздела 3 учебника «Транс-арт и первичное художественное творчество» + электронная презентация «Монотипия, часть 1»).
2. Выполнение пробных работ в технике «монотипия» (см. соответствующие методические рекомендации: «классическая монотипия», «водяная печать», «гелиевая печать»).
3. Освоение разнообразных приемов в технике «монотипия» (см. соответствующие методические рекомендации: «классическая монотипия», «водяная печать», «гелиевая печать»).
4. Рефлексия полученного опыта.
5. Адаптация полученного опыта и знаний к своим профессиональным потребностям: разработка авторского сценария (психологического, педагогического) практики (художественного занятия, арт-терапевтической сессии, тренинга креативности, творческой мастерской и т.п.) с использованием монотипии. (Основные принципы подготовки сценариев и проектирования арт-сессий, мастерских и тренингов см. в разделах 4 и 5 учебника: «Создание сценариев и примеры организации психолого-педагогических практик актуализации креативных возможностей с использованием средств художественного творчества» и «Проектирование и ведение арт-сессий, тренингов креативности, творческих мастерских. Использование средств искусства в социальных проектах»)
Дополнительные рекомендации: после освоения основных и наиболее интересных приемов монотипии мы рекомендуем попробовать скомбинировать работу с монотипией и знакомство с фракталами. (см. пример в разделе 4 учебника: 4.3.6 «Фрактальный мир и фрактальный рисунок» – творческая мастерская»)
Рекомендации для самостоятельной работы со всеми видами монотипии
и руководства группой
Этапы практикума |
Самостоятельное освоение техники |
Если Вы – преподаватель (тренер, фасилитатор, арт-терапевт) и намерены сами вести занятие |
1 Знакомство с идеей использования монотипии в психолого-педагогических практиках |
Изучение предложенных материалов: 1 материалы раздела «Транс-арт и первичное художественное творчество» 2 Просмотр презентации «Монотипия, часть 1» 3 Формулирование собственных выводов по материалу |
1. Предложить группе вспомнить наиболее заинтересовавшие моменты из лекции о первичном художественном творчестве 2. Оперевшись на информацию, полученную от группы, восполнить информационные пробелы (если таковые имеются) 3. Организовать рупповой просмотр презентации «Монотипия, часть 1», завершающийся обменом мнениями и коллективными выводами |
2 Изучение технологии выполнения монотипии. Выполнение пробных работ в технике «монотипия» |
1) просмотр презентации, иллюстрирующей соответствующую разновидность монотипии 2) просмотр учебного видео 3) самостоятельная работа с опорой на иллюстрации и рекомендации из презентации |
1) демонстрация ведущим базового приема монотипии; 2) группа пробует основной прием; 3) покадровый просмотр презентации, иллюстрирующей прием, с параллельной художественной демонстрацией ведущим; 4) каждый заинтересовавший группу прием осваивается с помощью ведущего |
3 Освоение разнообразных приемов в технике «монотипия» |
1) просмотр слайдов презентации, иллюстрирующей варианты работы с техникой; 2) самостоятельная работа с опорой на иллюстрации и рекомендации из презентации |
1) просмотр слайдов презентации, иллюстрирующих варианты работы с техникой; 2) группа выбирает заинтересовавшие приемы, которые демонстрирует ведущий; 3) самостоятельная работа по освоению заинтересовавших приемов с помощью ведущего |
4 Рефлексия полученного опыта |
Интроспекция либо феноменологический анализ |
1-й вариант - групповое обсуждение, иллюстрируемое полученными в ходе практикума работами; 2-й вариант – коллективная выставка работ и авторские экскурсии; 3-й вариант – театрализация и ритуальная драматизация с использованием полученных рисунков; 4-й вариант – обсуждение (либо театрализация) по малым группам с последующей презентацией результатов всей учебной (тренинговой, арт-терапевтической) группе |
5 Адаптация полученного опыта и знаний к своим профессиональным потребностям |
Подготовка авторского проекта (сценария) практики (художественного занятия, арт-терапевтической сессии, тренинга креативности, творческой мастерской и т. п.) с использованием монотипии. |
1) подготовка индивидуальных проектов (сценариев) и последующим общим обсуждением (презентацией либо «защитой»); 2) работа в малых группах с последующим общим обсуждением (презентацией либо «защитой») |