3.1 Методические рекомендации «Монотипия»

Монотипия (от греч. слов «монос» – один, «типос» – отпечаток): отпечаток краски на какую-либо поверхность. Самый простой способ – отпечаток водорастворимых красок (акварель, гуашь, темпера, акрил) на бумагу («Классическая монотипия»).  Красивые и популярные вариации монотипии – отпечатки на бумагу или какие-либо предметы с краски, разлитой либо по воде («Водяная печать») либо по какой-нибудь киселеобразной массе («Гелиевая печать», или «Эбру»). Монотипия – прекрасная основа для последующей живописной и графической доработки, создания коллажей.

Смысл работы с монотипией. (см. раздел 3 учебника: «Транс-арт и первичное художественное творчество» + презентация «Монотипия, часть 1») Эта техника позволяет демонстрировать самоорганизацию в природе, включаться в игру стихийных сил на разном уровне – от «проводника» и «инструмента», через который  творится, до позиции творца, подчиняющего и направляющего своевольную игру стихийных сил. Практики монотипии прекрасно сочетаются с «фрактальными»» мастерскими (см. пример в разделе 4 учебника: 4.3.6 «Фрактальный мир и фрактальный рисунок» – творческая мастерская»). Фрактальная геометрия описывает законы самоорганизации в природе потрясающе красивым языком математических формул. Освоив базовые приемы работы с монотипией и познакомившись с идеями фрактальных мастерских, рекомендуем перейти к разработке сценария и проекта практики.

Цель практикума – всестороннее знакомство с художественным приемом «монотипия»: классическая монотипия, водяная печать, гелиевая печать

Планируемый результат практикума – освоение техники «монотипия» и адаптация полученных знаний и опыта к своим профессиональным возможностям и потребностям

Задачи:

1. Увидеть возможности изучаемой техники как в художественном аспекте, так и в плане организации практик актуализации креативных возможностей личности и группы.

2. Освоить базовые приемы монотипии.

3. Познакомиться с разнообразными вариантами техники монотипии.

4. Адаптировать полученный опыт к своим профессиональным возможностям и потребностям.

Достигаемые результаты:

• Понимание перспектив использования монотипии в практиках актуализации креативных возможностей

• Освоение художественных возможностей монотипии

• Адаптация полученных знаний и практического опыта к своим профессиональным возможностям и потребностям

Ориентировочный план работы:

1. Знакомство с идеей использования монотипии в психолого-педагогических практиках, изучение технологии выполнения работ (материалы раздела 3 учебника «Транс-арт и первичное художественное творчество» + электронная презентация «Монотипия, часть 1»).

2. Выполнение пробных работ в технике «монотипия» (см. соответствующие методические рекомендации: «классическая монотипия», «водяная печать», «гелиевая печать»).

3. Освоение разнообразных приемов в технике «монотипия» (см. соответствующие методические рекомендации: «классическая монотипия», «водяная печать», «гелиевая печать»).

4. Рефлексия полученного опыта.

5. Адаптация полученного опыта и знаний к своим профессиональным потребностям: разработка авторского сценария (психологического, педагогического) практики (художественного занятия, арт-терапевтической сессии, тренинга креативности, творческой мастерской и т.п.) с использованием монотипии. (Основные принципы подготовки сценариев и проектирования арт-сессий, мастерских и тренингов см. в разделах 4 и 5 учебника: «Создание сценариев и примеры организации психолого-педагогических практик актуализации креативных возможностей с использованием средств художественного творчества» и «Проектирование и ведение арт-сессий, тренингов креативности, творческих мастерских. Использование средств искусства в социальных проектах»)

Дополнительные рекомендации: после освоения основных и наиболее интересных приемов монотипии мы рекомендуем попробовать скомбинировать работу с монотипией и знакомство с фракталами.  (см. пример в разделе 4 учебника: 4.3.6 «Фрактальный мир и фрактальный рисунок» – творческая мастерская»)

Рекомендации  для самостоятельной работы со всеми видами монотипии

 и руководства группой

Этапы практикума

Самостоятельное освоение техники

Если Вы – преподаватель (тренер, фасилитатор, арт-терапевт) и намерены сами вести занятие

1 Знакомство с идеей использования монотипии в психолого-педагогических практиках

Изучение предложенных материалов:

1 материалы раздела «Транс-арт и первичное художественное творчество»

2 Просмотр презентации «Монотипия, часть 1»

3 Формулирование собственных выводов по материалу

1. Предложить группе вспомнить наиболее заинтересовавшие моменты из лекции о первичном художественном творчестве

2. Оперевшись на информацию, полученную от группы, восполнить информационные пробелы (если таковые имеются)

3. Организовать рупповой просмотр презентации «Монотипия, часть 1», завершающийся обменом мнениями и коллективными выводами

2 Изучение технологии выполнения монотипии. Выполнение пробных работ в технике «монотипия»

1) просмотр презентации, иллюстрирующей соответствующую разновидность монотипии

2) просмотр учебного видео

3) самостоятельная работа с опорой на иллюстрации и рекомендации из презентации

1) демонстрация ведущим базового приема монотипии;

2) группа пробует основной прием;

3) покадровый просмотр презентации, иллюстрирующей прием, с параллельной художественной демонстрацией ведущим;

4) каждый заинтересовавший группу прием осваивается с помощью ведущего

3 Освоение разнообразных приемов в технике «монотипия»

1) просмотр слайдов презентации, иллюстрирующей варианты работы с техникой;

2) самостоятельная работа с опорой на иллюстрации и рекомендации из презентации

1) просмотр слайдов презентации, иллюстрирующих варианты работы с техникой;

2) группа выбирает заинтересовавшие приемы, которые демонстрирует ведущий;

3) самостоятельная работа по освоению заинтересовавших приемов с помощью ведущего

4 Рефлексия полученного опыта

Интроспекция либо феноменологический анализ

1-й вариант - групповое обсуждение, иллюстрируемое полученными в ходе практикума работами;

2-й вариант – коллективная выставка работ и авторские экскурсии;

3-й вариант – театрализация и ритуальная драматизация с использованием полученных рисунков;

4-й вариант – обсуждение (либо театрализация) по малым группам с последующей презентацией результатов всей учебной (тренинговой, арт-терапевтической) группе

5 Адаптация полученного опыта и знаний к своим профессиональным потребностям

Подготовка авторского проекта (сценария) практики (художественного занятия, арт-терапевтической сессии, тренинга креативности, творческой мастерской и т. п.) с использованием монотипии.

1) подготовка индивидуальных проектов (сценариев) и последующим общим обсуждением (презентацией либо «защитой»);

2) работа в малых группах с последующим общим обсуждением (презентацией либо «защитой»)