В современной теории менеджмента выделяют два основных типа организационных структур управления (ОСУ) – бюрократический и органический (адаптивные структуры). Они построены на прямо противоположных принципах (табл. 9), имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Начнём с характеристики бюрократического типа структуры управления.
Данный тип управленческой структуры исторически сформировался первым и доказал свою эффективность в крупных организациях массового производства. Вообще концепцию подхода к построению организационных структур управления разработал ещё в начале XX века немецкий социолог М. Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинально менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчётности, оплаты труда, структуры работ, отношений на производстве.
В основе проектирования бюрократических ОСУ лежит представление о предприятии как об «организованной организации», или рассмотренный нами ранее механистический подход. Данный тип структур доказал свою жизнеспособность для стабильных систем. Однако в современном меняющемся мире они становятся тормозом развития, особенно при проектировании организаций в инновационной сфере и там, где нужно решать сложные задачи, требующие творческого подхода, реализации интеллектуальных способностей, нетрадиционного мышления.
Органический тип структур управления
Данный тип ОСУ имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократическому типу управления, модель которого перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие потребность в более гибких и адаптивных структурах.
Сам термин «органический» впервые по отношению к организациям и ОСУ использовали Т. Бернс и Д. Сталкер в книге «Управление инновациями» в 1961 г. В исходном определении подчёркивались такие принципиальные отличия от традиционной иерархии, как:
1) высокая гибкость;
2) меньшая связанность формальными правилами и процедурами;
3) использование в качестве основы групповой организации труда (взамен операционного разделения труда и ориентации работника на выполнение конкретной задачи).
Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления.
Свойства органических ОСУ
1. Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на основе жёсткого подчинения, власти и формальных правилах.
2. При принятии управленческих решений руководствуются доверием, убеждением и работой на единую цель, а не командами, приказами, должностными инструкциями.
3. Главными интегрирующими факторами проектирования и функционирования ОСУ являются миссия, видение и стратегические направления развития организации.
4. Творческий подход и кооперация (взамен жёсткого разделения труда), которые базируются на горизонтальных связях (а не на вертикали власти).
5. Правила работы формируются в виде принципов, а не установок.
6. Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых задач.
7. Имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Реальный переход к органическому типу ОСУ требует специальной подготовки. Этому способствуют: 1) обучение и повышение уровня квалификации; 2) развитие информационных технологий; 3) развитие заинтересованности и ликвидация функциональной обособленности; 4) радикальный пересмотр характера взаимосвязи как между сотрудниками и подразделениями, так и в отношениях с партнёрами. Отход от конфронтации к сотрудничеству и гибким связям.
Необходимо отметить, что в «чистом» виде органический тип ОСУ используют лишь немногие организации и данный тип ОСУ находится в фазе своего развития и поиска возможностей эффективного использования.
Таблица 9. Характеристика механистического и органического типов организационных структур
Характеристика организации |
Механистический (бюрократический) тип организации |
Органический тип организации |
Специализация |
Узкоспециализированная работа, разделение работ по операциям и функциям |
Широкая специализация, разделение работ по процессу, сосредоточение вокруг задачи (проблемы) |
Стандартизация |
Высокая степень стандартизации задач, работ и процедур |
Неопределённость задач, временное закрепление задач за исполнителями |
Иерархия |
Чёткое выделение иерархических уровней, строгая соподчинённость уровней иерархии |
Уровни управления размыты |
Формализация |
Высокая степень формализации, использование письменных инструкций, регламентов, правил |
Низкая степень формализации, минимальное использование письменных инструкций |
Централизация |
Централизация власти и ответственности |
Децентрализованная структура |
Внешняя среда |
Стабильная, простая |
Нестабильная, сложная |
Цели |
Производительность |
Эффективность |
Технология |
Рутинная |
Нерутинная |
Организационная культура |
Формальные, обезличенные отношения, основанные на власти и подчинённости |
Сотрудничество, групповая работа, неформальные отношения, готовность к изменениям |