Возраст – это категория, раскрывающая этап индивидуального развития человека в ортогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст измеряется в единицах времени. Он определяется количеством прожитых лет, биологический возраст – степенью зрелости организма и его износа, социальный возраст – выполнением ролей и функций в обществе.
Возрастная периодизация позволяет придать каждому этапу онтогенеза содержательное значение. Для каждого возрастного периода определяются нормативы развития (психофизического, эмоционального, мыслительного, личностного), а также «социальная ситуация развития», психологические новообразования.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ |
ВОЗРАСТНОЙ ЭТАП |
Период новорожденности |
До одного месяца |
Младенчество |
1 – 12 месяцев |
Раннее детство |
1 – 4 года |
Дошкольный период |
4 – 7 лет |
Младший школьный возраст |
7 – 12 лет |
Подростковый период |
12 – 16 лет |
Ранняя юность |
16 – 19 лет |
Поздняя юность |
19 – 21 год |
Молодость (ранняя зрелость) |
21 – 35 лет |
Зрелость |
35 – 60 лет |
Пожилой возраст (первая старость) |
60 – 75 лет |
Старость (преклонный возраст) |
75 – 90 лет |
Долгожительство |
Старше 90 лет |
Стабильные возрастные периоды чередуются с кризисами возрастного развития, переходными возрастными этапами. Критические периоды – переломные моменты развития человека – характеризуются появлением рассогласований, противоречий, которые в конечном итоге приводят к возникновению новых, продуктивных тенденций развития либо к дезадаптивным проявлениям.
В современной психологии существуют понятия умственного и психологического возраста. Умственный возраст определяется соответствием выполняемых интеллектуальных задач возрастной норме. Психологический возраст обусловлен системой внутреннего отсчета времени, наличием планов и перспектив и определяется соотношением психологического прошлого и будущего. Чем больше удельного веса прошлого, тем выше психологический возраст человека.
В каждом возрасте складываются новые психические качества, новообразования, как их определил Л.С. Выготский. Например, новообразованиями среднего и старшего дошкольного возраста является этноцентризм (способность понимать и учитывать интересы другого человека), юности – профессиональное самоопределение, а зрелости – индивидуализация, устремленность к профессиональным вершинам.
В процессе исследования возрастных особенностей человека рассмотрены такие феномены, как неравномерность и гетерохронность развития. О проявлениях неравномерности развития свидетельствует тот факт, что ускорение темпов развития происходит в подростковом возрасте, а относительное замедление – в период взрослости. Примером гетерохронии может быть несовпадение во времени достижений сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей и социального развития. Так, сенсорное развитие достигает фазы зрелости в 18–25 лет, интеллектуальные и творческие способности – в 35 лет, а личностная зрелость – в 50–65 лет. Это создает возможности для развития человека на протяжении всей его жизни.
В заключении следует обратить внимание на существование сензитивных периодов, под которыми подразумевается наибольшая готовность, чувствительность функций к определенным видам деятельности. Так, сензитивным периодом обучения языку является возраст 2–3 года.
Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). О.А. Карабанова, Яндекс.Словари, Психология развития, Словарь
Возраст – относительно ограниченная во времени ступень психического и личностного развития человека, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями.