Абстрактный класс (abstract class) – класс, для которого нельзя создать прямые экземпляры объектов.
Автомат (state machine) – поведение, которое специфицирует последовательность состояний объекта, через которые он проходит на протяжении своего жизненного цикла, реагируя на события (в числе прочего дает описание реакций на эти события). Подробнее.
Агрегация, агрегирование (aggregation) – разновидность ассоциации, описывающая связь между агрегатом (целым) и компонентом (частью).
Активный класс (active class) – класс, экземпляры которого являются активными объектами. Подробнее.
Активный объект (active object) – объект, который владеет процессом или потоком и может инициировать управляющее воздействие.
Асинхронное действие (asynchronous action) – запрос, при котором посылающий объект не приостанавливается для ожидания ответа.
Ассоциация (association) – структурная связь, описывающая набор ссылок, где некая ссылка представляет собой соединение между объектами. Семантическая связь между несколькими классификаторами, в которой участвуют соединения между их экземплярами. Подробнее.
Ассоциация-класс (association class) – элемент модели, имеющий свойства как ассоциации, так и класса. Может быть представлен как ассоциация со свойствами класса либо как класс со свойствами ассоциации.
Вариант использования (use case) – описание набора последовательностей действий (включая вариации), выполняемых системой, которые приводят к значимому результату для некоего действующего лица. Подробнее.
Действие (action) – выполнимое атомарное вычисление, в результате которого изменяется состояние системы или возвращается значение.
Действующее лицо (actor) – множество логически связанных ролей, выполняемых пользователями при взаимодействии с вариантами использования.
Деятельность (activity) – поведение, выраженное множеством действий, связанных потоками управления и данных.
Диаграмма (diagram) – изображение набора элементов – чаще всего в виде связного графа, состоящего из вершин (сущностей) и дуг (связей).
Диаграмма вариантов использования (use case diagram) – диаграмма, показывающая набор вариантов использования, действующих лиц и их связей. Относится к статическому представлению системы с точки зрения вариантов использования. Подробнее.
Диаграмма взаимодействия (interaction diagram) – диаграмма, обеспечивающая динамическое представление системы и показывающая некое взаимодействие, где занято множество объектов и связей между ними, включая сообщения, которыми они могут обмениваться. Этот обобщенный термин применяется к нескольким видам диаграмм, фокусирующихся на взаимодействии объектов, в частности к диаграммам коммуникации и последовательности. Подробнее. Диаграммы деятельности также имеют отношение к диаграммам взаимодействия, но семантически отличаются от них.
Диаграмма деятельности (activity diagram) – диаграмма, показывающая поток управления и данных от одной деятельности к другой. Относится к динамическому представлению системы. Подробнее.
Диаграмма классов (class diagram) – диаграмма, показывающая набор классов, интерфейсов и коопераций с их связями. Относится к статическому представлению системы с точки зрения проектирования, демонстрируя совокупность декларативных (статических) элементов. Подробнее.
Диаграмма коммуникации (communication diagram) – диаграмма взаимодействия, подчеркивающая структурную организацию объектов, отправляющих и принимающих сообщения. Показывает взаимодействия, связанные с экземплярами и ссылками между ними. Подробнее.
Диаграмма компонентов (component diagram) – диаграмма, показывающая организацию зависимостей в наборе компонентов. Относится к статическому представлению системы с точки зрения реализации. Подробнее.
Диаграмма объектов (object diagram) – диаграмма, показывающая набор объектов и их связей в некоторый момент времени. Относится к статическому представлению системы с точки зрения проектирования или процессов. Подробнее.
Диаграмма последовательности (sequence diagram) – диаграмма взаимодействия, выделяющая временной порядок сообщений. Подробнее.
Диаграмма размещения (deployment diagram) – диаграмма, которая показывает конфигурацию обрабатывающих узлов и размещенные на них компоненты. Относится к статическому представлению системы с точки зрения размещения. Подробнее.
Диаграмма состояний (state diagram) – диаграмма, показывающая автомат (машину состояний). Относится к динамическому представлению системы. Подробнее.
Зависимость (dependency) – семантическая связь между двумя сущностями, при которой изменение одной из них (независимой) может повлиять на семантику другой (зависимой).
Интерфейс (interface) – набор операций, используемый для спецификации сервиса класса или компонента. Подробнее.
Использование (usage) – зависимость, при которой для правильного функционирования одного элемента (клиента) требуется присутствие другого (сервера).
Квалификатор (qualifier) – атрибут ассоциации, значение которого разбивает набор объектов, связанных с некоторым объектом посредством данной ассоциации, на непересекающиеся подмножества.
Класс (class) – описание множества объектов, обладающих общими атрибутами, операциями, связями и семантикой. Подробнее.
Классификатор (classifier) – механизм, описывающий структурные и поведенческие свойства. Классификаторы включают в себя классы, интерфейсы, типы данных, сигналы, компоненты, узлы, варианты использования и подсистемы.
Комментарий (comment) – аннотация, присоединенная к элементу или набору элементов.
Композиция (composition) – форма агрегации со строгим владением и совпадением времени жизни частей некоего целого. Части с нефиксированной множественностью могут быть созданы позже самого композита, но после создания живут и умирают вместе с ним. Такие части могут быть явно удалены перед уничтожением композита.
Компонент (component) – физическая и замещаемая часть системы, обеспечивающая реализацию заданного набора интерфейсов. Подробнее.
Конец ассоциации (association end) – конечная точка ассоциации, соединяющая ее с классификатором.
Конечный автомат (state machine) – см. Автомат.
Конкретный класс (concrete class) – класс, для которого могут быть созданы прямые объекты (в противоположность абстрактному).
Кооперация (collaboration) – объединение ролей и других элементов, работающих совместно для обеспечения общего поведения, которое представляет нечто большее, чем поведение суммы всех тех же составляющих. Кооперация определяет, как элемент наподобие варианта использования или операции реализуется посредством набора классификаторов и ассоциаций, играющих определенные роли и используемых определенным образом. Подробнее.
Линия жизни объекта (object lifeline) – линия на диаграмме последовательности, отражающая существование объекта в течение некоторого периода времени.
Механизм расширения (extensibility mechanism) – один из трех механизмов (стереотипы, помеченные значения и ограничения), которые позволяют расширять UML контролируемым образом.
Наследование (inheritance) – механизм, посредством которого некий специализированный элемент включает в себя структуру и поведение более общего.
Наследование интерфейса (interface inheritance) – наследование интерфейса специализированного элемента. Не включает наследование реализации.
Наследование реализации (implementation inheritance) – наследование реализации более общего элемента. Также включает наследование интерфейса.
n-арная ассоциация (n-ary association) – ассоциация между несколькими классами.
Обобщение (generalization) – связь специализации/обобщения, при которой объекты специализированного элемента (потомка) являются замещающими для объектов обобщающего элемента (родителя). Подробнее.
Образец (pattern) – общее решение типичной проблемы в заданном контексте. Подробнее.
Обратное проектирование (reverse engineering) – Процесс трансформации кода в модель посредством отображения из определенного языка реализации. Подробнее.
Объект (object) – конкретная материализация абстракции; сущность с хорошо определенными границами и идентичностью, в которой инкапсулированы состояние и поведение; экземпляр класса.
Ограничение (constraint) – расширение семантики элемента UML, позволяющее добавлять новые правила или модифицировать существующие.
Операция (operation) – реализация сервиса, который может быть запрошен у любого объекта класса с целью воздействия на поведение данного объекта.
Пакет (package) – контейнер общего назначения, служащий для организации элементов в группы. Подробнее.
Переход (transition) – связь между двумя состояниями, показывающая, что объект, находящийся в первом состоянии, должен выполнить некоторые действия и перейти во второе, как только наступит определенное событие и при этом будут выполнены заданные условия.
Плавательная дорожка (swimlane) – раздел на диаграмме деятельности, создаваемый с целью разграничения обязанностей.
Подкласс (subclass) – в связи обобщения – потомок, представляющий собой специализацию другого класса (родителя).
Подсистема (subsystem) – группирование элементов, часть которых составляет спецификацию поведения, реализуемого другими содержащимися в нем элементами.
Подсостояние (substate) – состояние, являющееся частью составного состояния.
Помеченное значение (tagged value) – расширение свойств стереотипа UML, которое позволяет включать новую информацию в спецификацию элемента с данным стереотипом.
Потомок (child) – подкласс или другой специализированный элемент, над которым есть более общий (родитель).
Прецедент (use case) – см. Вариант использования.
Примитивный тип (primitive type) – базовый тип, например целое число или строка.
Примечание (note) – графический символ для изображения ограничений или комментариев, присоединенный к элементу или совокупности элементов.
Происшествие (occurrence) – экземпляр события, локализованный во времени и пространстве в определенном контексте. Может инициировать переход состояний в автомате.
Прямое проектирование (forward engineering) – процесс трансформации модели в код посредством отображения на определенный язык программирования. Подробнее.
Псевдосостояние (pseudostate) – вершина автомата, которая выглядит как состояние, но отличается от последнего своим поведением. Существуют три типа псевдосостояний: начальное, конечное и историческое.
Рабочий продукт (artifact) – дискретный элемент информации, порождаемый или используемый процессом разработки программного обеспечения либо существующей системой.
Реализация (implementation) – конкретное воплощение контракта, объявленного интерфейсом; определение того, как нечто конструируется или вычисляется.
Реализация (realization) – семантическая связь между классификаторами, один из которых формулирует условия контракта, а другой обязуется его выполнять. Подробнее.
Родитель (parent) – суперкласс или другой элемент, общий по отношению к потомку или потомкам (специализированным элементам).
Роль (role) – элемент структуры в определенном контексте.
Связь (relationship) – семантическое соединение элементов.
Сигнал (signal) – спецификация асинхронного воздействия, передаваемого от одного экземпляра к другому.
Сигнатура (signature) – имя и параметры операции.
Синхронный вызов (synchronous call) – запрос, после передачи которого объект-отправитель ожидает результата.
Система (system) – набор элементов, организованных для достижения конкретной цели и описываемый рядом моделей (возможно, с разных точек зрения). Зачастую декомпозируется на несколько подсистем.
Событие (event) – спецификация значимого происшествия, локализованного в пространстве и времени. В контексте автомата появление события может вызвать переход состояния.
Сообщение (message) – спецификация передачи информации между объектами в расчете на то, что за ним последует некоторая деятельность. Прием сообщения обычно трактуется как экземпляр события. Подробнее.
Составное состояние (composite state) – состояние, включающее в себя либо параллельные, либо непересекающиеся подсостояния.
Состояние (state) – ситуация в жизненном цикле объекта, во время которой он удовлетворяет некоторому условию, выполняет определенную деятельность или ожидает некоего события.
Спецификация (specification) – текстовое описание синтаксиса и семантики конкретного строительного блока. Декларативное описание того, чем является и что делает некая сущность.
Срабатывание (fire) – переход между состояниями.
Ссылка (link) – семантическое соединение объектов, экземпляр ассоциации.
Стереотип (stereotype) – расширение словаря UML, позволяющее создавать новые виды строительных блоков, производные от существующих, но специфичные для конкретной задачи.
Суперкласс (superclass) – см. Родитель.
Тип (type) – связь между элементом и его классификацией.
Тип данных (datatype) – тип, значения которого никак не идентифицированы. К таковым относятся примитивные встроенные типы (например, числа и строки), а также перечислимые типы (например булевский).
Узел (node) – физический элемент, существующий во время исполнения и представляющий вычислительный ресурс, который обычно обладает памятью, а зачастую и процессором. Подробнее.
Уточнение (refinement) – связь, которая представляет более полное описание того, что ранее уже было специфицировано на определенном уровне детализации.
Фокус управления (focus of control) – символ на диаграмме последовательности, показывающий период времени, в течение которого объект выполняет действие – непосредственно или через подчиненную операцию.
Экземпляр (instance) – конкретная материализация абстракции; сущность, к которой могут быть применены операции. Обладает состоянием, в котором запоминаются результаты операций.