Свое убеждение в необходимости взаимного контроля и балансирования властей отцы-основатели реализовали и в самой национальной легислатуре, создав двухпалатный конгресс. Отчасти такая структура была обусловлена и природой федеративной системы. Равное представительство штатов в сенате фиксирует федеративную структуру, а палата представителей избирается от населения. Поскольку для принятия законов необходимо одобрение обеих палат, они контролируют друг друга подобно тому, как это происходит в отношениях законодательной, исполнительной и судебной властей. Палата представителей задумывалась как демократический, или «народный», орган, а сенат (члены которого первоначально избирались легислатурами штатов, а не населением) предназначался для сглаживания ожидавших эксцессов демократии и представительства интересов элиты. Палата и сенат по сути своей — органы консервативные с чрезвычайно консервативными традициями и институтами.
Власть обеих палат считается приблизительно одинаковой, и члены палаты представителей зачастую утверждают, что по положению и престижу палата и сенат равны. Тем не менее сенатор обладает большими преимуществами, по сравнению со средним конгрессменом. Как один из всего лишь ста членов сената, даже сенатор-новичок обычно достаточно известен в стране и бывает желанным гостем вашингтонских салонов; напротив, новичка-конгрессмена, как правило, никто не знает. Пока он или она не добьются известности, новичков-конгрессменов мало кто выделяет среди 435 членов палаты. Кроме того, сенаторы обладают значительной независимостью, поскольку избираются на шесть лет, а конгрессмены вынуждены затрачивать огромные усилия, чтобы переизбраться каждые два года. Несмотря на утверждения многих членов палаты представителей об одинаковом с сенаторами престиже, конгрессмены часто покидают ее, чтобы участвовать в выборах в сенат, если, по их мнению, есть шансы победить; в то же время совершенно невозможно представить себе, чтобы какой-нибудь сенатор сегодня ушел в отставку для того, чтобы выставить свою кандидатуру в палату представителей.
Многие современные политологи и реформаторы отдают предпочтение однопалатным легислатурам. Аргументы в пользу двухпалатной структуры основаны главным образом на необходимости взаимоограничения и равновесия, но многие уже не считают ее само собой разумеющейся и кроме того утверждают, что достаточный контроль можно обеспечить и в одной палате. Сторонники двухпалатного устройства считают, что оно позволяет справляться с большим объемом работы по сравнению с однопалатной легислатурой, поскольку законопроекты могут вноситься в обе палаты (за исключением законов, касающихся доходов федерального правительства, которые согласно Конституции должны разрабатываться палатой представителей, и законов об ассигнованиях, которые разрабатываются ею по традиции). Одна палата могла бы проводить всю подготовительную и черновую работу по одной группе законопроектов, а другая — по другой, значительно экономя тем самым общие усилия. На практике так обычно не получается. И палата представителей и сенат не склонны слепо доверять друг другу и, как правило, глубоко прорабатывают каждый законопроект, независимо оттого, что сделала другая палата. Также происходит и в легислатурах штатов.
Главными преимуществами однопалатной структуры считаются более высокая эффективность и низкая стоимость. Возможно также, что она позволила бы повысить качество законов. Исследователи конгресса подметили за палатой представителей склонность пропускать слабопродуманные и неразумные законопроекты, причем сами конгрессмены прекрасно понимают, что такие законопроекты не должны стать законами, и рассчитывают на то, что сенат их не пропустит. В однопалатном конгрессе столь легкомысленное поведение было бы недопустимо. Точно определить, какая структура лучше, довольно трудно, поскольку в американских условиях опыта однопалатных легислатур явно не хватает. Правда, почти все городские советы в Соединенных Штатах однопалатные, но управление городом настолько отличается от управления штатом и страной, что этот опыт прямо не применим. За исключением Небраски, все американские штаты имеют двухпалатные легислатуры. Опыт Небраски, по всей видимости, свидетельствует, что не оправданны ни большие ожидания реформаторов, ни мрачные предсказания традиционалистов. В деятельности двух- и однопалатных легислатур много своеобразия, но обе структуры способны работать достаточно хорошо.