Испытание на ударный изгиб проводится для определения ударной вязкости материалов.

Рис. 13. Испытание на ударную вязкость: а – расположение образца; б - схема нанесения удара: 1 – маятниковый копер; 2 – образец; 3 – опора
Рис. 14. Маятниковые копры фирмы Instron

При проведении испытаний на ударный изгиб образец нагружается ударом молота маятникового копра. При этом образец может либо располагаться на двух опорах (по Шарпи), либо быть зажатым с одной стороны (по Изоду).

Рассмотрим испытание по методу Шарпи (ГОСТ 9454-78). Положение образца и схема нанесения удара показаны на рис. 13. На рис. 14 представлен вид современных маятниковых копров.

Согласно ГОСТ 9454-78 ударным испытаниям подвергают образцы сечением 10 x 10 мм с концентраторами напряжений следующих видов: U-образный с радиусом а месте надреза ()х1±0,2. V-образный с радиусом в месте надреза ()x0,25±0,25 мм и углом 45º и Т-образный с усталостной трещиной. Последний тип концентратора является наиболее жестким. Соответствующая вырезу вязкость разрушения обозначается KCU, KCV и КСТ. Величину полной работы деформации и разрушения на практике определяют по шкале копра или по таблицам, зная начальную потенциальную энергию маятника и затраченную энергию или по площади диаграммы «нагрузка – прогиб».

Выбор формы образца и формы надреза определяется, прежде всего, вязкостью испытываемого материала. При испытаниях обычных высокопрочных конструкционных сталей образцы с острым надрезом (обозначаемые так же, как V-образные образцы по Шарпи) почти полностью вытеснили образцы с круглым надрезом U-образной формы или с замковым надрезом, так как только острый надрез может обеспечить предотвращение деформации по всему надрезанному сечению.

Для проведения испытаний образец с надрезом свободно помещают на опоры, причем смещение плоскости симметрии надреза и плоскости симметрии опор не должно превышать 0,5 мм. С таким же допустимым отклонением должен осуществляться удар молота, приходящийся по стороне образца без надреза. Скорость молота маятникового копра в момент соударения зависит от высоты падения:

где g – ускорение свободного падения; l – расстояние между центром вращения и серединой образца; α – угол падения маятникового груза; h – высота падения.