К этой группе относятся способы словообразования, не имеющие общего основания для классификации и не отличающиеся активностью в создании новых слов.
Синкопа – закрепление в языке титлованной записи слов с опущением нескольких звуков из серединной части слова. В литературном языке это редко используемый способ словообразования.
Например: БИОНИКА из БИО(ЭЛЕКТРО)НИКА, РАЦИЯ из РА(ДИОСТАН)ЦИЯ.
Образования этого типа встречаются в молодежном жаргоне: ФИЗИОНОМИЯ → ФИЗИЯ, АЛКОГОЛИК → АЛИК, ФИЗКУЛЬТУРА → ФИЗРА.
Усечение – сокращение (усечение) основы производящего слова без учета морфемных границ:
СПЕЦИАЛИСТ → СПЕЦ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ → ЗАМ, КОМПЬЮТЕР → КОМП.
Образование слова происходит путем произвольного устранения конечной части слова. Данный способ действует только в сфере имен существительных, образуя стилистические синонимы к уже существующим словам с разговорной или просторечной окраской:
МАГАЗИН → МАГАЗ, ПРЕФЕРАНС → ПРЕФ.
При образовании неполных имен собственных от полных сокращается конечная, начальная или начальная и конечная часть имени одновременно: ЕЛЕНА → ЛЕНА, ГЕННАДИЙ → ГЕНА, НАДЕЖДА → НАДЯ, ФЕДОР → ФЕДЯ.
В качестве форманта при усечении выступает сокращение слова. В отличие от аббревиации, производящей базой при которой становится словосочетание (ГЛАВРЕЖ ← ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР), при усечении производящим является слово (ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ → ЧЛЕН-КОР). Оба способа действуют в сфере имен существительных. Различаются они и положением в словообразовательной системе: аббревиация является активным способом словообразования, реализующимся во всех стилях речи, усечение находится на периферии, функционирует в разговорной речи, просторечии, молодежном жаргоне.
Редеривация (обратное словообразование) — способ словообразования, при котором (в нарушение словообразовательных закономерностей) от более сложного по структуре слова образуется новое, более простое. Так, в русском языке закономерно образование наименований лиц женского пола от наименований лиц мужского пола. Однако в современном русском языке функционируют слова ДОЯР, СТЮАРД, НЯНЬ, образованные от ДОЯРКА, СТЮАРДЕССА, НЯНЯ соответственно.
Определите способ словообразования, укажите мотивирующую единицу и формант.
1. КОЛОСИТЬСЯ, МАЛОИЗВЕСТНЫЙ, БЕЗВОЗВРАТНО, ОБАБИТЬСЯ, ИЗГИБ, ПРАВНУЧКА, ПРАЯЗЫК, ЗАВ, КОЛЯ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ФОНО, НЕПОВОРОТЛИВЫЙ, ПО-БРАТСКИ, СЪЕХАТЬСЯ, ПО-СЕВЕРНОМУ.
2. ПОДПИСАТЬСЯ, ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ, ПО-МУЖСКИ, ОТКОРМИТЬ, ОСЫПАТЬСЯ, ГАДАЛКА, ДВАЖДЫ, ЛЕНИТЬСЯ, ВО-ПЕРВЫХ, БЕСПРОБУДНЫЙ, ПРОШТРАФИТЬСЯ, ЧЕРНОМОРСКИЙ, СВИН.