Второй тип системных отношений  в словообразовании представляют объединения производных слов в группы одноструктурных — словообразовательные типы.  Словообразовательный тип это схема, формула построения мотивированных слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц и характеризующаяся следующими тремя признаками:

  1. Общность части речи мотивирующих слов.
  2. Общность способа словообразования и общность словообразовательного форманта.
  3. Единство словообразовательного значения.

Например, к одному словообразовательному типу относятся слова КОПТИЛКА, КУРИЛКА, РАЗДЕВАЛКА, ЧИТАЛКА,  так как они:

1) образованы от глаголов (КОПТИТЬ, КУРИТЬ, РАЗДЕВАТЬСЯ, ЧИТАТЬ);

2) суффиксальный способ словообразования выражается  суффиксом -К-(а);

3) имеют одно словообразовательное значение: «помещение, предназначенное для выполнения действия». 

Словообразовательные типы обладают разной продуктивностью. Продуктивными считаются словообразовательные типы, которые способны служить образцом для производства новых слов. Показателем продуктивности словообразовательного типа или подтипа является наличие в языке неологизмов и окказионализмов. Так, продуктивностью характеризуется словообразовательный тип, по которому создаются сегодня  новообразования с префиксальными компонентами лже-, псевдо-, которые еще недавно считались малопродуктивными: псевдонародность, псевдодемократ, псевдопутч, псевдодруг, лжесенсации, лжефирма, лжеспонсор. Большая часть слов с префиксами псевдо- и лже- обозначает лицо со значением «ложный, мнимый по отношению к тому, кто назван в производящей основе». Ср.: Лжепредприниматель успел нагреть российских партнеров.

Словообразовательный тип может терять продуктивность, если раньше он продуцировал много слов, а в современном языке новые слова по этому типу не создаются. К примеру, утратил свою продуктивность словообразовательный тип, по которому были созданы существительные ПЕК-АРЬ, ЛЕК-АРЬ. Типы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными.

 

self Определите: продуктивные или непродуктивные словообразовательные типы репрезентируют следующие существительные. Приведите подтверждение своим предположениям.

ЗАВСЕГДАТАЙ, АНТИСТАЛИНСКИЙ, РЕСТАВРАТОР, ПРАЯЗЫК, МОДЕЛИРОВАНИЕ, АПТЕКАРЬ, СКИТАЛЕЦ, ПАСЫНОК, КОРОЛЕВА, СТИМУЛЯЦИЯ, ПРИМОРСКИЙ.

 

self Выделите подтипы в данном словообразовательном типе.      Сформулируйте словообразовательное значение типа и подтипов.

СУББОТНИК, ОСИННИК, СПРАВОЧНИК, МОЛОЧНИК, САПОЖНИК, ВЕСТНИК, КОФЕЙНИК, ПОДСВЕЧНИК, ЦВЕТНИК, КОРОВНИК, БУМАЖНИК, САЛАТНИК, ВОДНИК.