Важнейшей функцией публицистических произведений является информативная, но в советскую эпоху в отечественных СМИ она была оттеснена агитационно-пропагандистской и шире – воздействующей на мировоззрение, функцией. В настоящее время социально-идеологическая «ангажированность» СМИ трансформировалась в представление о «формате» медийного средства или о его целевой аудитории. Публицистический стиль реализуется в текстах таких традиционных жанров, как передовая статья, очерк, репортаж, интервью, журналистское расследование и др., а также новых жанров – теледебатов и дискуссий, ток-шоу, всевозможных теле- и радиоигр и т.д. Их отличительными стилевыми чертами являются оценочность, призывность, полемичность.
В постсоветский период возникло совершенно новое для нашей страны явление – «желтая пресса». Основная функция изданий данного типа – развлечение, а стилистические приметы – гипероценочность, эпатажность и фамильярность.
Передача информации в массмедиа сопровождается ее прямой или частично завуалированной (неявной) оценкой. В отличие от произведений художественно-беллетристического стиля, в публицистике оценка эксплицирована не подтекстом, а самим текстом. Именно положительная и отрицательная оценка различает такие слова, как сподвижник и пособник; взывать и канючить. Оценкой маркированы и очень частотные в статьях и устных выступлениях общественных деятелей единицы вдохновенный, горнило, помыслы, схватка, подачка общественному мнению, продажный, словеса. Оценка выражается и при помощи словообразовательных средств (аффиксов), например: образованщина, судилище, левацкий, ультраправый и т.д.
Ещё одна черта публицистического текста – диалогизация изложения. В классическом понимании она проявляется в том, что автор обращается к читателю или слушателю со своими мыслями, чувствами, позицией.
В современных молодежных изданиях диалогизированность реализуется в прямых обращениях к читателю, в мене субъекта и объекта речи: «Тебе, конечно, ужасно стыдно висеть на шее у предков. Но никак не дает покоя вопрос: разве я, молодой и неопытный, кому-то нужен? Еще как нужен! Не веришь? Протри глаза и читай о том, что тебе светит» («Башня». 1999. № 4.)
При этом для публицистического стиля очень важным оказывается разграничение «своего» и «чужого» мира. Задача текста – вовлечь слушателя или читателя в стан «своих». Для этого часто используются специализированные слова со значением интеграции: вместе, все, единый, союз, объединение и т.п. Одним из них является местоимение мы, которое в публицистическом стиле передает несколько значений: