Считается, что наука как система знаний и целенаправленная деятельность по их получению зародилась лишь в классической Греции. Cам процесс научного познания отличается от этапа изложения его результатов. В научных сочинениях появляются коммуникативные задачи, для решения которых необходимо определить степень полемичности текста, его описательности, популяризации выводов. Научный стиль литературного языка предназначен для создания текстов, передающих объективную, обезличенную информацию о природе, человеке и обществе. Основными его стилевыми чертами являются отвлеченность и подчеркнутая логичность, связность и цельность изложения.
Становление научного стиля в европейских языках шло в основном с XVIII столетия. В это время еще не было строгого разграничения художественного и научного мышления, а жанр устного научного диалога, возникший в Античности и получивший дальнейшее развитие в эпоху Возрождения, не способствовал тому, чтобы разговорный и научный язык были четко разграничены. Если обратиться к российской истории, то энциклопедическая образованность ученых XVIII–XIX вв., их принадлежность к социальной элите обусловили и хорошее владение письменной литературной речью в самом широком смысле слова. Однако постепенно научный стиль все дальше отходил от художественного.
Это особенно хорошо видно, если сравнивать научные работы 1-й половины XX в. и рубежа XX-XXI вв. Приведем три первых предложения из монографий, написанных отечественными историками.
В городе Аяччо, на острове Корсика, 15 августа 1769 г. 19-летняя жена одного местного дворянина, занимавшегося адвокатской практикой, Летиция Бонапарте, находясь вне дома, почувствовала внезапное приближение родовых мук, успела вбежать в гостиную и тут родила ребенка. Около родильницы никого в тот момент не оказалось, и ребенок из чрева матери упал на пол. Так совершилось прибавление в семействе небогатого адвоката Карло Бонапарте. Акад. Е.В. Тарле (1874–1955). «Наполеон» (1936).
Основной темой данной работы являются историческое знание и историческая реальность. Анализируя эти концепты, мы исходим из их социологической интерпретации, согласно которой формирование знания является социальным процессом, а под «реальностью» понимается все, что считается реальностью в том или ином обществе. При этом знание о социальной реальности одновременно конструирует саму эту реальность, включая ее прошлое, настоящее и будущее. И.М. Савельева, А.В. Полетаев. «Знание о прошлом: теория и история» (2003).
В настоящее время выделяют три субстиля научного стиля, которые воплощаются в текстах разных жанров:
ГИПЕРССЫЛКА Некоторые авторы считают их самостоятельными стилями.
– тексты строятся в таких жанрах, как монография, статья, доклад, рецензия, обзор;
– жанры текстов: учебник, реферат, лекция;
– жанры текстов: очерк, статья, лекция.
Ряд ученых выделяют еще две разновидности научного стиля: