Социальные жаргоны – это дополнительная форма национального языка, средство общения отдельных социальных групп, слоев и страт. Определение «дополнительная» подразумевает, что есть десятки тысяч людей, которые владеют только территориальным говором или только городским просторечием, но нет человека, который владел бы только жаргоном. Носитель жаргона может перейти и на просторечную или литературную подсистему.

Одним из первых привлек внимание к социально ограниченному варианту национального языка французский писатель В. Гюго в романе «Последний день приговоренного к смерти» (1828) и особенно в эпопее «Отверженные» (1870-е гг.), где есть целый раздел, посвященный истокам, единицам, функциям, носителям этого подъязыка. В России в 1867 г. на включение жаргонизмов в текст своих произведений решились В.В. Крестовский, автор «Петербургских трущоб», и Ф.М. Достоевский.

В современной науке нет единого общепринятого термина для обозначения данной подсистемы языка, исследователи используют термины жаргон, сленг, арго, социолект. У некоторых лингвистов они выступают как синонимы, у других имеют разный объем. Общим же для всех научных школ является положение о том, что эта форма языка обслуживает коммуникацию лиц, объединенных в определенную корпорацию, и охраняет их интересы. Носители жаргона – это более или менее узкие социальные группы стабильного вневременного характера (медики, военные, школьники, студенты, музыканты, наркоманы и др.). Состав таких групп постоянно меняется, но сама группа остается.

В отличие от территориальных говоров и городского просторечия, которые являются формами языка в полном смысле слова, поскольку представлены всеми уровнями языковой структуры, жаргон в принципе репрезентирован одним разросшимся, гипертрофированным уровнем – лексиконом.

Современный русский жаргон – сложное явление, в котором можно выделить несколько отчасти самостоятельных зон. Ниже будут рассмотрены три из них, это:

Рис. 3. Полевая структура жаргона