Перестройка спровоцировала всплеск интереса к документальному кино, являющемуся кинопублицистикой.

В художественном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т.Е. Абуладзе, «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А.А. Прошкина.

Редкую популярность приобретает социальное кино. Подробнее.

Но постепенно в кинематографе проявились тенденции (характерные и для других сфер поздней советской культуры), связанные с заметным падением уровня снимаемых кинокартин. Подробнее.

Процессы, начавшиеся в отечественном кино на излете советской эпохи, дали повод для дискуссии. Режиссер М.А. Швейцер писал, что никакие перемены не могут заставить настоящего художника угождать времени. «Фильмы могут быть разными по таланту их создателей, но нравственная позиция авторов должна быть видна». Он полагал, что перемены не могут извинить умственно и нравственно незрелые работы в кино, появление которых рассматривается как «свобода творчества». Оппоненты Швейцера выступали с позиции: все, что создается, имеет право называться искусством.