Перестройка спровоцировала всплеск интереса к документальному кино, являющемуся кинопублицистикой.
В художественном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т.Е. Абуладзе, «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А.А. Прошкина.
Редкую популярность приобретает социальное кино. Подробнее.
Но постепенно в кинематографе проявились тенденции (характерные и для других сфер поздней советской культуры), связанные с заметным падением уровня снимаемых кинокартин. Подробнее.
Процессы, начавшиеся в отечественном кино на излете советской эпохи, дали повод для дискуссии. Режиссер М.А. Швейцер писал, что никакие перемены не могут заставить настоящего художника угождать времени. «Фильмы могут быть разными по таланту их создателей, но нравственная позиция авторов должна быть видна». Он полагал, что перемены не могут извинить умственно и нравственно незрелые работы в кино, появление которых рассматривается как «свобода творчества». Оппоненты Швейцера выступали с позиции: все, что создается, имеет право называться искусством.
В этом жанре были сняты «Так жить нельзя» С.С. Говорухина, «Больше света» М.М. Бабак, «Власть соловецкая» М.Е. Голдовской. Появление этих картин становилось подлинными событиями в политической жизни страны. Особенно поразила советского зрителя полная шокирующих откровений полнометражная лента латышского кинорежиссера Ю.Б. Подниекса «Легко ли быть молодым?» (1986).
Говорухин Станислав Сергеевич (р. 1936), советский и российский кинорежиссер. Окончил геологический факультет Казанского университета и режиссерский факультет ВГИК. Работал геологом, затем – журналистом и режиссером Казанской телестудии. С 1967 г. – режиссер Одесской киностудии. С 1987 г. – режиссер киноконцерна «Мосфильм». С 1993 г. – депутат Государственной думы.
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). Народный артист Российской Федерации (2006).
Режиссер фильмов «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли».
Бабак Марина Михайловна (р. 1939), советский и российский кинорежиссер-документалист. Окончила режиссерский факультет ВГИК. С 1983 г. преподает во ВГИКе.
Заслуженный деятель искусств РФ (2006).
Режиссер фильмов «Чужого горя не бывает!», «Шел солдат…», «Маршал Жуков. Страницы биографии», «Больше света!», «Монолог Альфреда Шнитке».
Голдовская Марина Евсеевна (р. 1941), советский и российский кинорежиссер-документалист. Окончила операторский факультет ВГИК. Работала режиссером и оператором в творческом объединении «Экран». С 1966 г. преподает на факультете журналистики МГУ. Одновременно с 1993 г. – профессор Московского института современного искусства.
Лауреат Государственной премии СССР (1988) и Государственной премии РФ (1999).
Режиссер фильмов «Валентина Терешкова», «Аркадий Райкин», «Архангельский мужик», «Олег Ефремов. Чтобы был театр», «Власть соловецкая», «Вкус свободы», «Горький вкус свободы».
Подниекс Юрий (Юрис) Борисович (1950–1992), советский латвийский режиссер-документалист, сценарист. Окончил операторский факультет ВГИК. С 1967 г. – ассистент оператора, оператор, с 1977 г. – режиссер Рижской киностудии. С 1990 г. – руководитель «Студии Юриса Подниекса».
Режиссер фильмов «Братья Кокарс», «Созвездие стрелков», «Легко ли быть молодым?», «Постскриптум».
Фильм был снят на грузинской киностудии в 1984 г., но вышел в прокат в 1987 г. Выбрав форму притчи, создатели фильма вывели на экран собирательный образ диктатора. В «Покаянии» была аллегорически обыграна тема репрессий, культа личности, отношений общества и власти.
Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924–1994), советский и грузинский кинорежиссер. Учился в Тбилисском театральном институте. Окончил ВГИК. С 1974 г. преподавал в Тбилисском театральном институте.
Народный артист СССР (1980).
Режиссер фильмов «Чужие дети», «Мольба», «Древо желания», «Покаяние».
Кара Юрий Викторович (р. 1954), советский и российский режиссер, сценарист. Окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов и ВГИК. Работал инженером-радиофизиком в Донецке.
Режиссер фильмов «Завтра была война», «Воры в законе», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».
Прошкин Александр Анатольевич (р. 1940), советский и российский кинорежиссер. Окончил актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР. В 1961–66 гг. – актер Ленинградского театра Комедии. Работал режиссером Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения.
Лауреат Государственной премии СССР (1989).
Режиссер фильмов «Опасный возраст», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт».
![]() |
Кадр из фильма «Дорогая Елена Сергеевна» |
«Дорогая Елена Сергеевна» (Э.А. Рязанов, 1988), «Сто дней до приказа» (Х.С. Эркенов, 1990), «Асса» (С.А. Соловьев, 1987) – как правило, акцентировали внимание на проблемах молодежи. Слабо освещаемую прежде тему подростковой жестокости поднимали эстонские режиссеры Л.Р. Лайус и А.Э. Ихо – создатели фильма «Игры для детей школьного возраста» (1986), В.П. Рыбарев – режиссер фильма «Меня зовут Арлекино» (1988).
Рязанов Эльдар Александрович (р. 1927), советский и российский кинорежиссер, сценарист. Окончил ВГИК. С 1955 г. – режиссер киностудии «Мосфильм». Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров. С 2002 г. – президент Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Режиссер фильмов «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Дорогая Елена Сергеевна» и др.
Эркенов Хусейн Салаватович (р. 1960), советский и российский режиссер, сценарист. Окончил режиссерский факультет ВГИК. С 1989 г. работал режиссером-постановщиком. С 1991 г. – руководитель частной студии «ЭРХУС». В 1990-х гг. работал режиссером на телевидении.
Режиссер фильмов «Сто дней до приказа», «Холод», «Не стреляйте в пассажира!».
Соловьев Сергей Александрович (р. 1944), советский и российский кинорежиссер, сценарист. Окончил режиссерский факультет ВГИК. С 1969 г. работал на киностудии «Мосфильм».
Народный артист России (1993).
Режиссер фильмов «Егор Булычов и другие», «Сто дней после детства», «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Нежный возраст».
Лайус Лейда Рихардовна (р. 1923), советский эстонский режиссер. Окончила Таллинский театральный институт и ВГИК. 1951–55 гг. – актриса Таллинского Театра им. Кингисеппа. С 1960 г. – режиссер Таллинской киностудии (ныне «Таллинфильм»).
Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987).
Режиссер фильмов «Родился человек», «Детство», «Следы на снегу», «Игры для детей школьного возраста» (в соавторстве).
Ихо Арво Эйнович (р. 1949), советский эстонский режиссер. Окончил операторский факультет ВГИК. Работал преподавателем в институтах кинематографии в Финляндии и Шри-Линке. Преподает в Таллиннском педагогическом университете. В 1992–93 гг. – председатель Союза кинематографистов Эстонии.
Лауреат Государственной премии СССР (1987).
Режиссер фильмов «Игры для детей школьного возраста» (в соавторстве), «Только для сумасшедших».
Рыбарев Валерий Павлович (р. 1943), советский и белорусский кинорежиссер. Окончил режиссерское отделение Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. С 1979 г. – ассистент режиссера, затем – режиссер киностудии «Беларусьфильм». С 1992 г. – руководитель студии «Ард фильм» при Союзе кинематографистов республики Беларусь.
Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1991).
Режиссер фильмов «Живой срез», «Свидетель», «Меня зовут Арлекино».
Кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных приемов («Маленькая Вера», режиссер В.В. Пичул, 1988).
Пичул Василий Владимирович (р. 1961), советский и российский кинорежиссер. Окончил режиссерский факультет ВГИК. С 1990-х гг. работает режиссером на телевидении.
Режиссер фильмов «Маленькая Вера», «В городе Сочи темные ночи», «Мечты идиота».
Швейцер Михаил Абрамович (1920–2000), советский и российский кинорежиссер. Окончил режиссерский факультет ВГИК. В 1941–42 гг. – ассистент режиссера Центральной Объединенной киностудии художественных фильмов. С 1943 г. работал на киностудии «Мосфильм». В 1951–53 гг. – режиссер документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии.
Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Режиссер фильмов «Кортик», «Чужая родня», «Мичман Панин», «Время, вперед!», «Золотой теленок», «Как живете, караси?».