![]() |
Здание Ленинградского большого драматического театра |
В атмосфере цензурных установок 1970-х гг. особое значение для советских зрителей приобрел театр. При отсутствии возможности говорить со сцены о многом, что волновало общество, драматурги, режиссеры, актеры умело использовали иносказание, подтекст, понимаемые советскими зрителями.
В этом отношении особой привлекательностью обладал московский Театр на Таганке Подробнее.
Из числа классических драматических театров большим успехом в 1970-е гг. пользовался Ленинградский большой драматический театр Подробнее.
Театральным событием рассматриваемого периода стала премьера в 1980 г. спектакля «"Юнона" и "Авось"» (режиссер М.А. Захаров) на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Спектакль стал удачной новаторской попыткой соединения театральной постановки и жанра рок-оперы.
![]() |
В. Высоцкий в роли Гамлета |
Костяк труппы Театра на Таганке в 1970-х гг. составляли В.С. Золотухин, Л.А. Филатов, В.С. Высоцкий. Театр ставил пьесы по произведениям самых разных авторов: Б. Брехта («Добрый человек из Сезуана», 1964), Дж. Рида («Десять дней, которые потрясли мир», 1965), С.А. Есенина («Пугачев», 1967), М. Горького («Мать», 1969), У. Шекспира («Гамлет», 1971) и др.
Многое в инсценировках Театра на Таганке было новаторским. В спектакле «Гамлет» главный герой в исполнении В. Высоцкого находился на сцене не в средневековой одежде, а в свитере и с гитарой в руках. Режиссер Ю.П. Любимов старался вывести театральное действие за рамки сцены. Перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир», посвященном Октябрьской революции, зрителей при входе в театр вместо билетеров встречали актеры в форме красноармейцев и матросов с винтовками в руках, которые накалывали на штыки билеты.
К знаковым постановкам театра следует отнести спектакль «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову (1977). Авторы спектакля позволили себе много смелого по меркам того времени: сеанс черной магии, появление обнаженной Маргариты на балу Сатаны. Многие постановки Театра на Таганке часто находились на грани запрета. Когда в 1981 г., в годовщину смерти В. Высоцкого, Любимов подготовил к постановке спектакль «Поэт Владимир Высоцкий», за неделю до премьеры власти наложили на него запрет. Вопреки запрету спектакль все же состоялся, за что Любимов получил «строгий выговор». В 1984 г. главный режиссер Театра на Таганке во время заграничной командировки был лишен советского гражданства.
Золотухин Валерий Сергеевич (1941-2013), советский и российский актер театра и кино. Окончил ГИТИС. С 1963 г. – актер Театра имени Моссовета. С 1964 г. – актер, с 2011 г. художественный руководитель и директор Театра на Таганке. Одновременно с 2003 г. – художественный руководитель Государственного молодежного театра Алтая.
Народный артист РСФСР.
Избранные роли: Бумбараш в фильме «Бумбараш», Киврин в фильме «Чародеи», почтмейстер в фильме «Мертвые души»; роли в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий».
Филатов Леонид Алексеевич (1946–2003), советский и российский актер, режиссер. Окончил актерский факультет Щукинского училища. В 1969–85 гг. и с 1987 г. – актер Театра на Таганке. В 1985–87 гг. – актер театра «Современник».
Народный артист России (1996). Лауреат Государственной премии РФ.
Избранные роли: Игорь Скворцов в фильме «Экипаж», Слепнев в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска», Леонид Филимонов в фильме «Забытая мелодия для флейты»; роли в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Дом на набережной», «Пугачев», «Антимиры», «Гамлет», «Игроки-21».
Высоцкий Владимир Семенович (1938–1980), советский поэт, автор и исполнитель собственных песен, актер театра и кино. Окончил актерское отделение Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко. В 1960–64 гг. работал в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина. С 1964 г. – актер Театра драмы и комедии на Таганке.
Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
Тематика песен Высоцкого: война, дружба, любовь, спорт, быт, проблема творчества; шуточные, сказочные песни.
Избранные роли: Володя в фильме «Вертикаль», Брусенцов в фильме «Служили два товарища», Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя», Дон Гуан в фильме «Маленькие трагедии»; роли в спектаклях «Гамлет», «Жизнь Галилея», «Вишневый сад», «Пугачев».
Любимов Юрий Петрович (р. 1917), советский и российский режиссер, актер. Окончил театральное училище им. Б.В. Щукина при Театре им. Вахтангова. В 1930-е гг. – актер 2-го МХАТ. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн. С 1946 г. – актер Театра им. Вахтангова. В 1964–84 и 1989–2011 гг. – режиссер Театра драмы и комедии на Таганке.
Народный артист Российской Федерации (1992). Лауреат Сталинской премии (1952).
Режиссер спектаклей «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Пугачев», «Мастер и Маргарита», «Владимир Высоцкий» и др.
![]() |
Сцена из спектакля «Холстомер» |
В труппу Ленинградского большого драматического театра в рассматриваемый период входили Е.А. Лебедев, О.В. Басилашвили, К.Ю. Лавров и другие актеры. В 1975 г. режиссер Г.А. Товстоногов поставил инсценировку по рассказу Л.Н. Толстого «Холстомер» («История лошади»). Главную роль в спектакле сыграл Евгений Лебедев. Стоя на сцене, одетый в длинную холщовую рубаху, он, закусывая удила и ударяя «копытом», рассказывал драматическую историю лошадиной жизни, которая в толстовском рассказе тесно переплеталась с человеческой. По мнению театралов, спектакль «История лошади» стал одной из вершин в творчестве Товстоногова и возглавляемого им театра.
Лебедев Евгений Алексеевич (1917–1997), советский и российский актер театра и кино. Окончил Московское городское театральное училище. С 1932 г. – актер самарского Театра рабочей молодежи. С 1933 г. играл в студии при Театре Красной армии. С 1940 г. – актер Тбилисского русского ТЮЗа. С 1949 г. – актер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. С 1956 г. – актер Большого драматического театра им. М. Горького.
Народный артист СССР (1968). Лауреат Сталинской премии (1950) и Государственной премии СССР (1968).
Избранные роли: Рогожин в спектакле «Идиот», Монахов в спектакле «Варвары», Артуро Уи в спектакле «Карьера Артуро Уи», Холстомер в спектакле «Истории лошади».
Басилашвили Олег Валерианович (р. 1934), советский и российский актер театра и кино. Окончил Школу-студию МХАТ. С 1956 г. – актер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. С 1959 г. – актер Большого драматического театра им. Горького. Со второй половины 1950-х гг. снимался в кино.
Народный артист СССР (1984).
Избранные роли: Самохвалов в фильме «Служебный роман», Мерзляев в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Рябинин в фильме «Вокзал для двоих», Воланд в фильме «Мастер и Маргарита»; роли в спектаклях «Еще раз про любовь», «Ревизор», «История лошади», «Волки и овцы».
Лавров Кирилл Юрьевич (1925–2007), советский и российский актер театра и кино. Участник Великой Отечественной войны. До 1950 г. служил в Советской Армии. С 1950 г. – артист-стажер Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки. В 1956–89 гг. – актер Большого драматического театра им. Горького. С середины 1950-х гг. снимался в кино.
Лауреат Государственной премии СССР (1978). Народный артист СССР (1972). Герой Социалистического Труда (1985).
Избранные роли: Башкирцев в фильме «Укрощение огня», полковник Малыч в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска», Понтий Пилат в фильме «Мастер и Маргарита»; роли в спектаклях «Мещане», «Ревизор», «Макбет».
Товстоногов Георгий Александрович (1915–1989), советский театральный режиссер. Окончил Государственный институт театрального искусства. С 1931 г. – артист и ассистент режиссера Тбилисского русского ТЮЗа. В 1938–46 гг. – режиссер Тбилисского русского драматического театра им. А.С. Грибоедова. В 1946–48 гг. – художественный руководитель Гастрольного реалистического театра. В 1946–49 гг. – режиссер Центрального детского театра. С 1949 г. – режиссер, с 1950 г. – главный режиссер Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола. В 1956–89 гг. – главный режиссер Большого драматического театра (Ленинград).
Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Сталинских (Государственных) премий (1950, 1952, 1968, 1978).
Режиссер спектаклей «Идиот», «Пять вечеров», «Поднятая целина», «История лошади», «На всякого мудреца довольно простоты», «Оптимистическая трагедия».
Захаров Марк Анатольевич (р. 1933), советский и российский режиссер театра и кино. Окончил актерский факультет ГИТИСа. С 1955 г. – актер Пермского областного драматического театра. С 1959 г. – актер Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя, затем – Московского театра миниатюр. С 1965 г. – режиссер Московского театра сатиры, с 1973 г. – главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола (с 1990 г. – «Ленком»).
Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственных премий Российской Федерации (1992, 1997, 2002).
Режиссер спектаклей «Юнона и Авось», «Диктатура совести», «Поминальная молитва». Режиссер фильмов «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона».