Обозрение – одна из старейших форм выражения человеческой мысли. Обозрение возникло еще задолго до того, как появились первые газеты, например, в текстах Плутарха (I–II вв.), китайского мудреца Ван-Ан-Ах (XI в.), французского философа Монтеня (XVI в.). Ну а основоположником собственно журналистского обозрения считают Луиса Себастьяна Мерсье (XVII в.): он написал двенадцатитомное произведение под названием «Обозрения Парижа», несколько глав из которого были опубликованы в газете.
В чем особенность текстов Мерсье? Во-первых, автор не считает нужным развертывать перед читателем систему аргументов, которые послужили бы логическим обоснованием центральной идеи. Законы построения текста обозрения таковы, что своеобразие замысла влечет за собой своеобразие изложения. Поэтому-то мысль автора как бы ушла в «подтекст», и факты, привлекшие его внимание, стали центром и основой произведения. Развитие мысли здесь как бы подменено строгим изложением фактов.
Во-вторых, тексту присуща намеренная «безоценочность», что безусловно не свойственно статье или корреспонденции, но является характерной особенностью публицистических произведений обозревательского типа. Это связано с тем, что невозможно сделать односложный вывод, поскольку жизнь в них изображается во многих соотношениях, во всем многообразии проявлений. Односложный вывод способен лишь ослабить впечатление от широкой, разносторонней и «объемной» картины, набросанной обозревателем.
Интересно, что обозрение появляется тогда, когда жанр комментария еще не изобретен, и потому долгое время является жанром «писательским», даже философским.