Система нормативного регулирования малого предпринимательства в РФ.
Основы существования и функционирования любого правового государства, которым в настоящее время стремится стать наша страна, является конституция. Согласно ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Такое, на первый взгляд, мимолетное упоминание в Конституции РФ бухгалтерского учета имеет крайне важное значение для его регулирования:
1. Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе издавать только федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Ни один губернатор, ни один представительный орган субъекта Федерации не вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет.
Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется только федеральными законами и федеральными подзаконными нормативно-правовыми актами. Следовательно, бухгалтерский учет не может регулироваться законами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Краснодарского края и т.д.
Следующим документом, устанавливающим основы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Особенности ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства регулируются несколькими положениями Закона о бухгалтерском учете. Прежде всего необходимо отметить п. 3 ст. 4, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (а в большей своей части — это субъекты малого бизнеса), освобождаются от ведения бухгалтерского учета за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
Не менее важное значение для малых предприятий в Законе о бухгалтерском учете имеет п. 2 ст. 5, в котором указывается, что в нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Во исполнение указанной правовой нормы приказом Минфина от 21 декабря 1998 г. № 64-н были утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. В настоящее время Типовые рекомендации являются единственным нормативно-правовым актом, всецело посвященным регулированию бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В них утверждены рекомендованный рабочий план счетов для субъектов милого предпринимательства, формы бухгалтерского учета, возможность применения кассового метода и ряд других моментов, имеющих важное значение для организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Помимо Типовых рекомендаций особенности нормативно-правового регулирования предусматриваются и в Положениях по бухгалтерскому учету. Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности следующие положения по бухгалтерскому учету:
- ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности (п. 2 названного положения) за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг;
- ПБУ 12/2000 Информация по сегментам (п. 3 названного положения);
- ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль (п. 2 названного положения);
- ПБУ 11/2000 Информация об аффилированных лицах (п. 3 названного положения);
- ПБУ 1/08 Учетная политика организации (п. 3 настоящего положения) в части раскрытия учетной политики, если субъект малого предпринимательства не публикует полностью или частично свою бухгалтерскую отчетность.
Наконец, приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» предусмотрены особенности составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.