В современной теории менеджмента выделяют два основных типа организационных структур управления – бюрократический и органический (адаптивные структуры). Они построены на прямо противоположных принципах (табл. 7), имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Бюрократический тип организационной структуры управления исторически сформировался первым и доказал свою эффективность в крупных организациях массового производства. Вообще концепцию подхода к построению организационных структур управления разработал еще в начале XX в. немецкий социолог М. Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинально менявшей ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работ, отношений на производстве. Общие свойства: жёсткая иерархия и разделение труда, узкая специализация, формализация.
Органический тип структур управления (ОСУ) имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократическому типу управления, модель которого перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие потребность в более гибких и адаптивных структурах. Сам термин «органический» впервые по отношению к организациям и ОСУ использовали Т. Бернс и Д. Сталкер в книге «Управление инновациями» в 1961 г. В исходном определении подчеркивались такие принципиальные отличия от традиционной иерархии, как: 1) высокая гибкость; 2) меньшая связанность формальными правилами и процедурами; 3) использование в качестве основы групповой организации труда (взамен операционного разделения труда и ориентации работника на выполнение конкретной задачи).
От типологии структур перейдем к анализу основных видов. Существует несколько типов структур, которые широко применяются в управлении проектами: функциональная, матричная и проектная.
Функциональная структура управления. При такой структуре управление осуществляет линейный руководитель через группу подчиненных ему функциональных руководителей, любой из которых руководит определенными подразделами в пределах порученных функций. Функциональная структура предполагает использование существующей функциональной иерархической структуры организации (относится к бюрократическому типу). Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ.
Матричная структура управления создается на базе функциональной, но относится уже к органическому типу. В этом случае взаимоотношения базируются на прямых вертикальных связях «руководитель – подчиненный». С целью решения конкретных проблем создаются временные проектные группы, которые возглавляют руководители проектов. Эти группы формируют из специалистов соответствующих функциональных отделов, которые находятся на разных уровнях иерархии управления. Руководители проектов взаимодействуют с функциональными отделами по горизонтали; эти связи накладываются на традиционные вертикальные связи «руководитель – подчиненный», образовывая матрицу взаимодействия.
Таблица 7. Характеристика механистического и органического типов организационных структур
Характеристика организации | Механистический (бюрократический) тип организации | Органический тип организации |
Специализация | Узкоспециализированная работа, разделение работ по операциям и функциям | Широкая специализация, разделение работ по процессу, сосредоточение вокруг задачи (проблемы) |
Стандартизация | Высокая степень стандартизации задач, работ и процедур | Неопределенность задач, временное закрепление задач за исполнителями |
Иерархия | Четкое выделение иерархических уровней, строгая соподчиненность уровней иерархии | Уровни управления размыты |
Формализация | Высокая степень формализации, использование письменных инструкций, регламентов, правил | Низкая степень формализации, минимальное использование письменных инструкций |
Централизация | Централизация власти и ответственности | Децентрализованная структура |
Внешняя среда | Стабильная, простая | Нестабильная, сложная |
Цели | Производительность | Эффективность |
Технология | Рутинная | Нерутинная |
Организационная культура | Формальные, обезличенные отношения, основанные на власти и подчиненности | Сотрудничество, групповая работа, неформальные отношения, готовность к изменениям |