Последние несколько столетий и особенно последние десятилетия характеризуются резким увеличением интенсивности техногенных процессов эволюции почв.
Существенным изменениям подвергаются придорожные почвы. Под воздействием строительства и эксплуатации автодорог в придорожной полосе формируются ландшафты, которые, согласно Е.И. Александровской (1985), хотя и сохраняют естественный характер и подчиняются природным закономерностям, характеризуются специфическими растительными группировками, иным составом грунтовых вод и значительным изменением почвенных свойств.
Довольно четко признаки техногенных трансформаций прослеживаются в почвах древних и современных поселений, на промышленных территориях, линиях транспортной сети. Техногенные нарушения почвенного покрова характерны для карьеров, выработок месторождений полезных ископаемых и др.
XX–XXI вв. выделяются интенсификацией земледелия: химизацией, мелиоративными воздействиями, увеличением глубины обработки почв. При этом, например, исходно кислые подзолистые почвы могут стать нейтральными и даже слабощелочными.
Под влиянием земледельческого комплекса факторов почвообразования, согласно Б.А. Никитину (1988), происходит изменение в сочетании ЭПП, идущих в пахотных почвах: одни процессы видоизменяются, другие возникают вновь, а часть их наследуется от целинной фазы развития почвы. Новое сочетание ЭПП в пахотных почвах называют современным почвообразовательным процессом. Последний в зависимости от начала распашки имеет разную длительность.
В отличие от исторического этапа антропогенной эволюции почв с преобладанием природоподобных процессов, для антропо-техногенного этапа в большей степени характерны прямые воздействия на почвы, в основном механические и химические.
Выделяют три группы техногенно-специфических воздействий и процессов, не имеющих аналогов в естественных условиях (Александровский, Александровская, 2005):
1) турбационно-техногенные, вызывающие перемещение, смешивание или замену почвенной массы;
2) контактно-техногенные – покрытия почвы сплошные или несплошные;
3) физико-химические трансформации.
Как считает Е.И. Александровская (1985), в почвах придорожной полосы меняются практически все свойства, в том числе и консервативные (за счет изменения водного режима и привноса твердого вещества). В частности, увеличивается содержание валового кальция, что связано с использованием при строительстве дорог кальцийсодержащих материалов (известкового гравия и др.); коренным образом меняется состав водорастворимых компонентов, состав ППК и реакция почвенного раствора. Автор отмечает парадоксальность некоторых ситуаций, в частности при сохранении или даже усилении таких консервативных признаков, как морфологические свойства дерново-подзолистых почв (например, четкая выраженность подзолистого горизонта), важнейшие физико-химические свойства становятся нетипичными для этих почв: ППК полностью насыщается основаниями, а реакция почвенного раствора меняется со слабокислой на нейтральную или даже слабощелочную.
Кроме этого, в придорожных почвах отмечается добавочное поступление микроэлементов за счет разрушающегося дорожного полотна, перевозимых грузов, выхлопных газов и т.д.