Таблица 1
|
||||||||||||||||||
|
В зависимости от метода качественного анализа меняется оборудование лаборатории и техника выполнения анализа. В связи с этим выделяют макроанализ, полумикроанализ, микроанализ, субмикроанализ, ультрамикроанализ (табл. 1). В макрометодах для проведения химических реакций используют колбы, химические стаканы, большие пробирки. При использовании большого количества анализируемого вещества данный метод малочувствительный, длительный при реализации и неэкономичный. Противоположностью является ультрамикроанализ, характеризующийся высокой чувствительностью, однако реакций, обладающих столь низким пределом обнаружения, на практике очень мало. Поэтому, в основном, в химических лабораториях используют микро- и полумикрометоды анализа.
По области применения аналитические реакции в качественном анализе делят на групповые и характерные. Групповые реакции служат для выделения из сложной смеси веществ определенных групп, называемых аналитическими. Применяемые при этом реагенты называют групповыми. Групповые реакции используют для обнаружения присутствия данной аналитической группы, для полного отделения одной аналитической группы от других групп, для концентрирования малых следовых количеств веществ, а также для отделения групп веществ, мешающих проведению анализа. Характерными называют аналитические реакции, свойственные данному веществу.
В качественном анализе выделяют две методики проведения полного анализа вещества: систематический анализ и дробный анализ.
Систематическим называют полный анализ исследуемого объекта, осуществляемый путем разделения исходной аналитической системы на несколько подсистем (групп) в определенной последовательности на основе сходства и различий аналитических свойств компонентов системы.
Дробный анализ вещества проводят с отдельными порциями раствора в присутствии всех остальных ионов или веществ. Для проведения дробного анализа необходимы специфичные качественные реакции, либо маскировка мешающих определению компонентов.