Баухауз и ВХУТЕМАС безусловно внесли огромный вклад в развитие дизайна. В их деятельности не только отразилась потребность в новом формообразовании, они также заложили основы профессионального дизайна в сфере массового промышленного производства.

Из стен Баухауз благодаря Мису Ван дер Роэ вышла идея массового жилищного строительства жилых комплексов из бетонных блоков. Его знаменитый «Поселок Вайсенхофф» на выставке немецкого промышленного союза Веркбунд в 1929 году (выставка прошла под лозунгом «дешево и красиво») стал прообразом современной функциональной модели жилого комплекса, где к жилью непосредственно примыкают различные объекты сферы услуг (кафе, прачечная, библиотека, спортивные залы и т.д.). Эти продуктивные идеи, усиленные исключительным влиянием великого Ле Корбюзье, оказали решающие влияние на будущее архитектуры городов во всем мире.

Вальтер Гропиус впервые представил минималистическую архитектуру на основе использования стекла и стали. За счет новых возможностей, которые здесь открывались – геометрически правильные пространственные ячейки, в которых больше пространства и света, а также вариативность планировки помещений – Гропиус, Роэ и Ле Корбюзьесоздали архитектуру высотных зданий, которая быстро распространилась по всему миру.

Благодаря Баухауз оформился интернациональный стиль (нередко его еще называют модерн, и тогда возникает путаница с модерном – Ар Нуво). В нем американский функционализм обретает свою европейскую версию и превращается в основной международный стиль дизайна. Вера в то, что «форма следует за функцией» (это основной постулат функционализма) и что «чем меньше, тем лучше» (рациональность и избавление от нефункционального декора), будет незыблемой до конца 60-х годов XX века.

ВХУТЕМАС тесно связан со спецификой производственного искусства в СССР. Как мы уже отметили, с Баухауз их объединяет идея социальной и экономической целесообразности (полезности) искусства. Объединяет их и формально-конструктивистский подход к разработке новых объектов, который демонстрирует, как принципы авангардного искусства были смело перенесены на промышленное конструирование.

Владимир Татлин вошел в историю мировой архитектуры проектом памятника третьему интернационалу, еще известному как Башня Татлина. Грандиозное сооружение задумывалось как супрематическая конструкция из трех автономных ярусов, заключенных в спиралевидный контур и находящихся в постоянном вращении. Башня Татлина никогда не была построена, но ее значение для современной архитектуры сопоставимо с Эйфелевой башней и Хрустальным дворцом. Талант Татлина был универсален. Кроме революционной архитектуры, он проявил себя и в дизайне интерьерном, а также мебельном и дизайне посуды. Широко известен его проект народного самолета-велосипеда под названием «Летатлин».

Еще один профессор ВХУТЕМАС – Александр Родченко (1891–1956) – является основателем оригинального советского графического дизайна и уникального, известного во всем мире формалистического подхода к фотографии. В работах Родченко мы также видим, как принципы конструктивизма работают в плакатной и рекламной графике 20-х годов. Его супруга Варвара Степанова снискала славу одного из первых советских дизайнеров одежды.

Еще один выдающийся представитель ВХУТЕМАС – Эль Лисицкий (1890–1941). Приверженец супрематизма Малевича, Лисицкий сделал беспредметную абстрактность основой оригинального подхода к плакатной графике, театральным декорациям, архитектурным проектам, декоративному оформлению праздников. Лисицкий внедрил нового типа художественные проекты, которые он называл «проунами» (сокращение от словосочетания «проекты усовершенствования нового»). Проуны стали оригинальным методом дизайнерского проектирования, который позволял перевести принципы супрематизма и конструктивизма на язык архитектуры и дизайна.

Многие из профессоров ВХУТЕМАС активно участвовали в осуществлении государственной культурной политики большевиков. Кандинский, Малевич, Родченко занимали ответственные посты в Наркомпросе (Наркомате просвещения), Академии художеств, и благодаря им новое искусство и новый дизайн обретали форму массового культурного производства в виде пропагандистских материалов, учебных программ, просветительских мероприятий и т.п.

Истории ВХУТЕМАС и Баухауз сближаются и в финальной точке их истории: многие профессора и лидеры этих школ вынуждены были иммигрировать из своей страны. Они нашли приложение своим силам за пределами России.