Современные исследователи выделяют общие и специальные методики чтения. Общие раскрывают основные аспекты процесса чтения, специальные характеризуют чтение с опорой на определенные его параметры: виды чтения, категории читателей и т.д.
Общая методика определяет основные навыки работы над книгой, выделяя в процессе ее освоения следующие этапы:
Маргиналии, помогая маркировать текст, выделяют смысловые вехи читательского восприятия и понимания. Они могут быть оформлены в разной знаковой системе, но используют их только при чтении собственных книг. Особый интерес представляют вкладные листки, на которых помещаются комментарии читателя во время чтения напротив нужного фрагмента текста.
В отличие от маргиналий, которые призваны указать на наличие необходимой для читателя информации в тексте, конспект воспроизводит эту информацию в сжатом тезисном виде.
Дневник (журнал) чтения используется в том случае, когда чтение и фиксация его результатов приобретают систематический характер. В этой форме воспроизведения результатов чтения синтезируются многообразные виды работ с книгой. Классическим примером такого способа фиксации результатов чтения является книга Л.Н. Толстого «Круг чтения». Читатель должен овладеть всем арсеналом методов и приемов работы с текстом, способствующих осуществлению плодотворной читательской деятельности.
Таблица 9
Структура книги
Структурный компонент | Зачем он нужен? |
Предисловие |
Узнаем, какие задачи ставит автор в своей книге, отмечает то, на что больше всего необходимо обратить внимание, излагает поводы к изданию книги. |
Введение |
Дает ориентировку в содержании книги, возможность понять общий план изложения и метод изложения. |
Оглавление |
Узнаем общий план, основные рубрики, общее содержание и основные темы книги. |
Заключение |
Содержит указания на главную мысль книги, на ее задачи, подводится итог проделанной работы, содержит резюме. |
Вспомогательные указатели |
Например, с помощью указателя имен можно узнать, на каких страницах произведения упоминается имя того или иного лица, ознакомиться с основными библиографическими сведениями о нём. |
Авторские высказывания |
Для ознакомления с авторскими высказываниями на определённую тему можно воспользоваться предметным указателем, который содержит перечень основных тематических объектов, упоминаемых в тексте. |
Указатель произведений автора |
Используется для разыскания тома и страниц, на которых помещено то или иное произведение. Материалы в таком указателе систематизированы в алфавитном или хронологическом порядке. |
Маргиналии (от лат. margo – край) – пометки на полях и в тексте книги. Важность маргиналий заключается в том, что они повышают эффективность предварительной работы с книгой. Функции маргиналий:
1) являются сигналом о наличии нужной информации в тексте (сигнальные маргиналии);
2) выделяют наиболее значимые единицы информации в тексте (фактографические маргиналии);
3) выражают отношение читателя к прочитанному (оценочные маргиналии);
4) отражают и формируют целостное представление о данной книге с целью ее последующего более глубокого изучения, использования в своей работе (обобщающие маргиналии).