Авторы современных типологий основываются на понимании читательской деятельности в более широком диапазоне проявлений (табл. 4).

Таблица 4

Современные типологии читателей

Автор и основание классификации Тип читателя

Трубников С.А. (классификация по уровням развития культуры чтения)

  • Читатели, у которых не развиты все 3 основные стороны культуры чтения (культура выбора литературы, культура восприятия, культура освоения и использования полученной информации);
  • читатели с определенной и односторонней направленностью выбора литературы и неразвитыми (слаборазвитыми) остальными сторонами культуры чтения;
  • читатели с определенной и односторонней направленностью выбора литературы и заметно развитыми другими сторонами культуры чтения;
  • читатели с разносторонним, но несамостоятельным выбором книг и относительно неразвитыми другими сторонами культуры чтения;
  • читатели с негармонически развитыми сторонами культуры чтения, отличающиеся активностью, самостоятельностью выбора книг, широтой и разносторонностью интересов, хотя и не всегда достаточно осознанными и мотивированными;
  • читатели с относительно гармонически развитыми основными сторонами культуры чтения

Бамбергер Р. (классификация по типу восприятия художественной литературы)

  • Романтический тип (часто встречается среди детей, предпочитающих читать сказки, приключенческую литературу, в подростковом возрасте – фантастику);
  • реалистический тип (предпочитают книги, изображающие окружающий мир и взаимоотношения людей);
  • интеллектуальный тип (поиск объяснений изображаемого в книге познавательного характера);
  • эстетический тип (испытывают удовлетворение от «звучащего слова», рифмы, ритма, любят стихи)

Хесельхофф (классификация по мотивам чтения)

  • Удовлетворение потребности в познании мира;
  • удовлетворение потребности в длительных, многосторонних контактах с людьми с целью разобраться в своем внутреннем мире (интровертивный тип);
  • удовлетворение потребности в эмоциональном общении с другими людьми, что ведет к предпочтению активных способов деятельности в свободное время (экстравертивный тип);
  • удовлетворение потребности в практической деятельности и самообразовании, выбор литературы, помогающей ориентироваться в окружающем мире

Вольгаст Г. (классификация на основе упорядоченности чтения, его

количественных характеристик)

  • Тип читателей, который характеризуется «необузданным», некритичным многочтением;
  • малочитающие – 2 подтипа:

а) динамично-прагматический тип (обращается к чтению исключительно в практических целях);

б) интровертивно-фантастический тип с высокоразвитой силой воображения, читает высокохудожественные произведения;

  • читающий активно, целенаправленно, регулярно;
  • «зависимый» послушный читатель, который не только следует советам руководителей чтения, но и нуждается в них;
  • «устойчивый» читательский тип, устремленный на определенные книги;
  • «линейно-поступательный» тип, представители которого бессистемно прочитывают книгу за книгой, никогда не возвращаясь к прочитанному

Гирл Г. (классификация на основе мотивов чтения и в соответствии с видами чтения)

  • Функционально-прагматический тип читателей, для которых характерно информационное чтение;
  • эмоционально-фантастический тип, характеризующийся эвадистским чтением с целью отвлечения от жизненных ситуаций;
  • рационально-интеллектуальный тип, для которого характерно познавательное чтение;
  • литературный тип, отличающийся литературным чтением (любит читать бескорыстно, не ставя перед собой никаких целей, для него художественная литература – самое ценное и значимое в духовной жизни)

Шайкарова Ю. (классификация на основе параметров интенсивности чтения и социальной позиции читателей)

  • Активный читатель, обладающий высокой интенсивностью чтения при активном социальном участии;
  • читатель-потребитель, обладающий высокой интенсивностью чтения при пассивном отношении к социальной действительности;
  • потенциально активный читатель, для которого характерна низкая интенсивность чтения при активном социальном участии;
  • пассивный читатель с низкой интенсивностью чтения при пассивном отношении к той или иной сфере жизнедеятельности

Жуффа Ц. (классификация по доминанте восприятия)

  • Рациональный тип;
  • эстетический тип;
  • утилитарный тип;
  • ассоциативный тип;
  • этический тип;
  • эмоциональный тип

Полозова Т.Д. (классификация по специфике восприятия художественной литературы)

  • Художественный тип (преобладание наглядных и образных элементов восприятия, яркость эмоций);
  • рассудочный тип (преобладание логических и словесных моментов восприятия);
  • смешанный тип

Беляева Л.И. (классификация на основе психологии восприятия художественного текста и критериев его оценок)

  • 1 тип характеризуется оптимальным эстетическим восприятием;
  • 2 тип воспринимает слой фактов;
  • 3 тип характеризуется рассудочным, познавательным восприятием;
  • 4 тип отличается эмоциональным восприятием, основанным на субъективных ассоциациях;
  • 5 тип характеризуется поверхностным восприятием всех компонентов произведения

Белянин В.П. (классификация по основе особенностей интерпретации художественного текста)

  • 1 тип – интерпретирует текст в пределах авторской концепции;
  • 2 тип – заменяет текст автора своим, довольно удаленным от исходного текста

 

Анализ приведенных в таблице типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория сложна, как и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. В целях универсальной дифференциации читателей ведутся поиски такой типологии, которая соединила бы в себе все важнейшие типообразующие признаки: социально-демографические характеристики, взаимодействие восприятия с параметрами текста, индивидуально-типические особенности и мотивацию к чтению.