Автор и основание классификации |
Тип читателя |
Трубников С.А. (классификация по уровням развития культуры чтения)
|
- Читатели, у которых не развиты все 3 основные стороны культуры чтения (культура выбора литературы, культура восприятия, культура освоения и использования полученной информации);
- читатели с определенной и односторонней направленностью выбора литературы и неразвитыми (слаборазвитыми) остальными сторонами культуры чтения;
- читатели с определенной и односторонней направленностью выбора литературы и заметно развитыми другими сторонами культуры чтения;
- читатели с разносторонним, но несамостоятельным выбором книг и относительно неразвитыми другими сторонами культуры чтения;
- читатели с негармонически развитыми сторонами культуры чтения, отличающиеся активностью, самостоятельностью выбора книг, широтой и разносторонностью интересов, хотя и не всегда достаточно осознанными и мотивированными;
- читатели с относительно гармонически развитыми основными сторонами культуры чтения
|
Бамбергер Р. (классификация по типу восприятия художественной литературы)
|
- Романтический тип (часто встречается среди детей, предпочитающих читать сказки, приключенческую литературу, в подростковом возрасте – фантастику);
- реалистический тип (предпочитают книги, изображающие окружающий мир и взаимоотношения людей);
- интеллектуальный тип (поиск объяснений изображаемого в книге познавательного характера);
- эстетический тип (испытывают удовлетворение от «звучащего слова», рифмы, ритма, любят стихи)
|
Хесельхофф (классификация по мотивам чтения)
|
- Удовлетворение потребности в познании мира;
- удовлетворение потребности в длительных, многосторонних контактах с людьми с целью разобраться в своем внутреннем мире (интровертивный тип);
- удовлетворение потребности в эмоциональном общении с другими людьми, что ведет к предпочтению активных способов деятельности в свободное время (экстравертивный тип);
- удовлетворение потребности в практической деятельности и самообразовании, выбор литературы, помогающей ориентироваться в окружающем мире
|
Вольгаст Г. (классификация на основе упорядоченности чтения, его
количественных характеристик)
|
- Тип читателей, который характеризуется «необузданным», некритичным многочтением;
- малочитающие – 2 подтипа:
а) динамично-прагматический тип (обращается к чтению исключительно в практических целях);
б) интровертивно-фантастический тип с высокоразвитой силой воображения, читает высокохудожественные произведения;
- читающий активно, целенаправленно, регулярно;
- «зависимый» послушный читатель, который не только следует советам руководителей чтения, но и нуждается в них;
- «устойчивый» читательский тип, устремленный на определенные книги;
- «линейно-поступательный» тип, представители которого бессистемно прочитывают книгу за книгой, никогда не возвращаясь к прочитанному
|
Гирл Г. (классификация на основе мотивов чтения и в соответствии с видами чтения)
|
- Функционально-прагматический тип читателей, для которых характерно информационное чтение;
- эмоционально-фантастический тип, характеризующийся эвадистским чтением с целью отвлечения от жизненных ситуаций;
- рационально-интеллектуальный тип, для которого характерно познавательное чтение;
- литературный тип, отличающийся литературным чтением (любит читать бескорыстно, не ставя перед собой никаких целей, для него художественная литература – самое ценное и значимое в духовной жизни)
|
Шайкарова Ю. (классификация на основе параметров интенсивности чтения и социальной позиции читателей)
|
- Активный читатель, обладающий высокой интенсивностью чтения при активном социальном участии;
- читатель-потребитель, обладающий высокой интенсивностью чтения при пассивном отношении к социальной действительности;
- потенциально активный читатель, для которого характерна низкая интенсивность чтения при активном социальном участии;
- пассивный читатель с низкой интенсивностью чтения при пассивном отношении к той или иной сфере жизнедеятельности
|
Жуффа Ц. (классификация по доминанте восприятия)
|
- Рациональный тип;
- эстетический тип;
- утилитарный тип;
- ассоциативный тип;
- этический тип;
- эмоциональный тип
|
Полозова Т.Д. (классификация по специфике восприятия художественной литературы)
|
- Художественный тип (преобладание наглядных и образных элементов восприятия, яркость эмоций);
- рассудочный тип (преобладание логических и словесных моментов восприятия);
- смешанный тип
|
Беляева Л.И. (классификация на основе психологии восприятия художественного текста и критериев его оценок)
|
- 1 тип характеризуется оптимальным эстетическим восприятием;
- 2 тип воспринимает слой фактов;
- 3 тип характеризуется рассудочным, познавательным восприятием;
- 4 тип отличается эмоциональным восприятием, основанным на субъективных ассоциациях;
- 5 тип характеризуется поверхностным восприятием всех компонентов произведения
|
Белянин В.П. (классификация по основе особенностей интерпретации художественного текста)
|
- 1 тип – интерпретирует текст в пределах авторской концепции;
- 2 тип – заменяет текст автора своим, довольно удаленным от исходного текста
|