Чтение текста включает восприятие, понимание, запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение в целом. Мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия.
Проблема понимания приобрела особую актуальность в последнее время, потому что стал очевидным факт необходимости глубокого и сознательного осмысления большого количества информационных источников.
Классический герменевтический взгляд на понимание был однозначным: либо понимание, либо непонимание. В настоящее время распространено мнение, что понимание текста (особенно художественного) в задаваемых текстом рамках может быть разным по глубине. Чем больше толкований смысла дает читатель, аргументируя выбор одного из них, тем лучше понимание. Понимание и творчество становятся синонимами.
Процесс понимания проявляется в том, что мы узнаем предмет, о котором идет речь, относим его к определенной категории сходных предметов, явлений, устанавливаем в нем новые свойства, открываем смысл сказанного. Понимание легко, когда предмет знаком. Но когда нужные для осмысления знания мы не можем воспроизвести сразу, когда трудно отобрать из имеющихся необходимые или их недостаточно и требуется получение новых знаний, – понимание превращается в сложный, развертывающийся во времени процесс. Хорошо понять трудный текст – это значит не просто выделить в нем смысловые части, а прежде всего разрешить в нем смысловые трудности.