Индивидуальная психокоррекционная работа может проводиться в ходе психодиагностики: подросток поощряется при правильном выполнении заданий, с ним вместе вырабатывается оптимальная стратегия обучения, проводится коррекция самооценки. Существуют следующие показания для индивидуальной психокоррекционной работы с подростками:

· наличие существенных дефектов внешности или тя­желых соматических заболеваний;

· интенсивные агрессивные и аутоагрес­сивные тенденции;

· интимный характер проблемы (сек­суальное насилие, дисморфомания и т. п.);

· кризисы утраты смысла жизни;

· шизоидная акцентуация и личностное расстройство данного типа.

При выраженных личностных расстройствах проводить психокоррекционные мероприятия должен вы­сококвалифицированный специалист в тесном контакте с лечащим врачом. Попытки психологической коррекции таких состояний, как бред, выраженная депрессия, немотивиро­ванная агрессия, сексуальные девиации, в условиях работы школьного психолога недопустимы. При нарушениях личности желательна совместная работа психолога и психиатра. Если нарушения по­ведения, проблемы общения, кризисы возникают в рамках акцентуации или полного здоровья подростка, это прямое показание для коррекционной работы.

Индивидуальная психокоррекция проводится в рамках различных теоретических подходов. Это игровая тера­пия, психодрама, когнитивная терапия, логотерапия, ней­ролингвистическое программирование (НЛП) и др. Как предполагают Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина (2000), при­менение психоанализа и голотропного дыхания, а также некоторых видов телесно-ориентированной терапии в работе с детьми и подростками нецелесообразно, поскольку может привести к весьма негативным психологическим последствиям. Такого рода методы требуют высокой квалифи­кации психолога.

Игровая терапия помогает при трихитолломании (выдер­гивании волос), нарушениях общения, агрессивном поведе­нии, нарушениях эмоционального состояния после стрес­са, затруднениях в обучении и в речевом развитии, заика­нии, высокой тревожности, заниженной самооценке. Д.Г.Л. Лэндрет считает, что игровая терапия не помогает при аутизме и шизофрении, но и ухудшений при этом не воз­никает.

Игровая терапия реализуется с помощью специального оборудова­ния. Это мягкие игрушки, емкости с песком (для песочной терапии) и во­дой, куклы, изображающие членов семьи, краски, кисти, бумага. Продолжительность занятий составляет 30 – 45 минут. Цель занятий – предоставить воз­можность подростку в игровой форме разрядить свои пережи­вания, дать выход накопленным агрессивным эмоциям, сформировать оптимальные навыки общения и взаимодей­ствия. Методы игровой терапии широко описаны в специальной литературе, которая частично представлена в списке.