Основание Рима, сначала города, затем государства, принято датировать 753 г. до н.э. Однако многочисленные войны с соседними племенами за право гегемонии в регионе задержали развитие духовной культуры римлян. Изначально римское государство населяли земледельцы и воины, народ, смотревший на мир практически и трезво. Это была культура рационализма, цивилизация индивидуальностей, а не коллектива, как у греков [9]. Менталитет римского народа определил и его отношения с красноречием. Риторика римлян изначально была связана с войнами, ее использовали полководцы и вожди. И в дальнейшем политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. В частности, ораторские способности выступающего играли значительную роль в продвижении его идей во время сенатских прений.
Яркие ораторы появлялись во времена народных выступлений, бунтов. Так первыми ораторами, возглавившими борьбу плебеев за свои права, стали Гай и Тиберий Гракхи, аристократы по происхождению (рис. 5). И хотя манера и лексика их выступлений различалась, оба внесли в римскую риторику патетику, страстность, пышность. К середине II в. до н.э. римская риторика претерпевает серьезные изменения. Начавшись некогда с декларативной простоты, ораторское искусство в Риме начинает стремиться к пышности и изощренности. Если греческое красноречие прошло путь от нагромождения красивостей и сложностей к простоте, изяществу и гармонии, то путь римлян был противоположным – от упрощения к нагромождению. Следует также учитывать и тот факт, что когда римляне обратились к греческой риторике как образцу для подражания, расцвет греческого красноречия остался в прошлом, а яркие примеры публицистики Демосфена, Лисия, Исократа и других знаменитых ораторов уже стали примерами в школьных учебниках. Отличительные черты республиканской риторики – инвектива (развенчание политических идей противника через развенчание его личности); грубоватый юмор, активно использовавшийся ораторами; афористичность, употребление выразительных скоплений глаголов, риторические вопросы, метафоры, антитезы, повествование и т.д.
На рубеже II–I вв. (в начале эпохи гражданских войн) в римском обществе усиливается влияние греческих ораторов, поскольку поднимающаяся римская демократия (всадники и плебеи) в борьбе против сенатской олигархии нуждалась в действенном ораторском красноречии. Не имея традиций сенатской риторики, всадники и плебеи начали обучаться ораторскому мастерству у греков, которые в значительном количестве прибывали в Рим в поисках заработков интеллектуальным трудом. В связи с интересом римлян к красноречию в Риме начинают открываться школы греческих риторов. Однако очень скоро обеспокоенный сложившимся положением сенат принимает меры для закрытия подобных школ. В 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это, впрочем, не помогло: через некоторое время в Риме вновь появляются греческие учителя красноречия. К ним добавляются латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности [10]. Их уроки стоили дешевле и поэтому были более опасны. Сенат, оставив в покое греческих риторов, ополчается против латинских учителей. В 92 г. до н.э. Луций Лициний Красс, бывший в то время цензором, издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Однако остановить процесс получения новых знаний сенату не удалось. С каждым годом все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы учиться у лучших преподавателей красноречию, греческой культуре слова и мысли.
Наконец, между 86–82 гг. до н.э. в Риме распространяется первый дошедший до нас учебник риторики на латинском языке «Риторика к Герению». Это сочинение было посвящено представителю плебейского рода Герениев и отличалось яркой демократической тенденциозностью. Учебник был наполнен ссылками на речи ораторов, примыкающих к демократическому движению. Он давал возможность бедным юношам, не знавшим греческого языка и не способным платить за обучение греческим учителям, получить достойное политическое образование.
[9] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. – М., 1998. С. 109.
[10] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. – М., 1998. С. 114.
Луций Лициний Красс ( 140 г. до н. э.– 91 г. до н. э.) – древнеримский оратор, политик, консул ( 95 г. до н. э.), цензор ( 92 г. до н. э.). Луций Красс считается одним из наиболее значительных древнеримских ораторов до Цицерона, причем сам Цицерон в годы своей молодости считал Красса непревзойденным мастером латинской риторики и учился по записям его речей. Речи Красса оказали большое влияние и на политические взгляды Цицерона. В выступлениях Крассу удавалось сочетать изящество и естественность, достоинство и остроумие. Благодаря глубокому знанию римского права Красс был назван Цицероном лучшим правоведом среди ораторов.