Коммуникация (лат. communicatio) буквально означает «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане это процесс обмена идеями и информацией между людьми или группами. В организации – информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей для выработки общих целей, координации совместной деятельности.

В теории управления выделяют три аспекта рассмотрения коммуникации.

Первый аспект связан с анализом коммуникации как процесса взаимодействия, и, в частности, изучением коммуникативного поведения руководителя: стратегий взаимодействия, форм коммуникации и паттернов общения.

Второй аспект связан с пониманием коммуникации как общей системы информационных взаимосвязей организации, каналов и форм обмена информацией.

В рамках проекта основными потребителями информации являются заказчик, проект-менеджер, поставщики, непосредственные исполнители работ.

Рассматривая сложные взаимосвязи всех участников проекта, важно учитывать, что любая коммуникация в организации реализуется в двух планах – нормативно-организационном и субъективно-психологическом. Первый обеспечивает «деловой», предметный результат коммуникации (заключенное соглашение, изданное распоряжение, утвержденный план и т.д.) и связан с выбором организационных форм коммуникации, оформлением требованиями к ее эффективному осуществлению, нормированию коммуникативных процессов и т.п. Второй план раскрывается в психологических проявлениях и результатах коммуникации: в отношении людей друг к другу, удовлетворенности общением, готовности к дальнейшему взаимодействию и т.п., связанных с возможностью реализовать в коммуникации свои актуальные потребности.

И третий аспект рассматривает коммуникацию как особую функцию управления, как систему задач и деятельность по обеспечению процессов взаимосвязи участников проекта, сбору, генерации и распределению достоверной проектной информации. Чтобы быть полезной для принятия решений и обеспечивать достижение целей проекта, информация должна быть предоставлена своевременно, по назначению и в удобной форме. Кроме того, каждый участник проекта должен быть подготовлен к работе в рамках проекта в соответствии с его функциональной и командной ролью, т.е. управление коммуникациями должно обеспечивать групповое взаимодействие в рамках проекта.

Выделенные аспекты анализа коммуникации в проекте представлены на схеме (рис. 1).

Рис 1. Аспекты анализа коммуникации в проекте