TQM является комплексной интегрированной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества всей организации, минимизацию производственных затрат и поставку продукта точно в срок. Основная идеология этой системы базируется на принципе – «улучшению нет предела». Эта идеология имеет свой термин – «постоянное улучшение качества».
TQM – это философия управления и по сравнению с традиционной моделью управления, существенно расширяет понятие системы качества за пределы предприятия (табл. 2).
Таблица-2. Сравнительная характеристика традиционной модели управления с моделью TQM
Элементы | Традиционная модель управления | Модель TQM |
1. Организационная структура | Вертикальная | Горизонтальная |
2. Стиль руководства | Авторитарный | Кооперативный |
3. Центр внимания деятельности фирмы | Прибыль | Клиенты |
4. Мотивация | самообслуживание | Разумный эгоизм и реалистический альтруизм |
5. Рынки | Внутренние рынки | Глобальный рынок |
6. Ресурсы | Капитал | Информация |
7. Рабочая сила | Однородная | Разнородная |
8. Ожидания сотрудников | Обеспечение безопасности | Профессиональный рост |
9. Организация работ | Персональная работа | Командная работа |