Нейропсихологическая диагностика предполагает два принципиально различных подхода: количественный и качественный.

Количественный (применяемый преимущественно за рубежом) ориентирован на выявление и констатацию нарушений высшей психической деятельности в том или ином секторе её организации, того или иного регистра. Он не направлен на выявление конкретных причин и механизмов отставания ребёнка в развитии по тем или иным показателям. Его цель – описание нейропсихологического симптомокомплекса в терминах количественных (стандартизированных) данных. Основное преимущество количественного подхода – высокая точность констатации соответствия статуса конкретного ребёнка усреднённым нормативным показателям детской популяции или отклонения от таковых. Он позволяет решать задачи диагностического нейропсихологического скрининга на уровне детской популяции. Его недостаток – проблематичность выявления структуры и механизма нарушения, разработки на этом основании высокоиндивидуализированного коррекционного вмешательства.

В контексте количественного исследования применяются тестовые батареи Halstead – Reitan, Luria–Nebraska. Применение этих тестовых шкал в детском возрасте ограничено в связи с тем, что исключительно велики закономерные возрастоспецифические различия профиля ВПФ в различающихся по возрасту детских выборках. В связи с социокультурной природой высших психических функций при стандартизации показателей должен быть также учтён вклад специфических социальных (социо- и этнокультурных) факторов в дисперсию соответствующих признаков в исследуемой детской выборке. Однако на сегодняшний день усреднённые эталоны, применимые в оценке нейропсихологического статуса в различных возрастных и социокультурных детских популяциях, не разработаны.

Важным представляется также и то, что церебральные предпосылки той или иной высшей психической функции до определённого периода раскрываются лишь в контексте их причастности к регуляции жизнедеятельности организма на более низких уровнях (например, вегетосоматическом или психовегетативном) и раскрываются преимущественно посредством исследовательских подходов, присущих пограничным с нейропсихологией практикам. Например, дисфункция базальных ядер, входящая как патогенетическое звено в структуру вариативных синдромов девиантного развития речи, чтения, счёта, письма, проявляет себя задолго до речевого периода развития ребёнка в дисбалансах сна и бодрствования, дисфункциональной организации двигательного акта, нарушениях иммуно-эндокринной регуляции висцеральных функций.

В связи с этим наряду с нейропсихологическими тестовыми батареями в контексте количественной оценки степени зрелости морфофункционального основания ВПД в детском возрасте широко применяются специфические неврологические тесты (см., например: Ч. Ньокиктьен, 2009–2010 )

Базовая задача нейропсихологической диагностики в количественном контексте – установление дефицита функции конкретных морфологических структур мозга без выявления его функциональной организации.

 

Обобщены данные источников:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 272 с. (Сер. «Библиотека психолога»).
  2. Астаева А. В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском возрасте // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. – 2010. – № 4 (180). С. 71–76.
  3. Астаева А. В. Особенности применения классического качественного анализа в современной психологии детского возраста // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – № 5. – С. 4–9.
  4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. – М., 1995.
  5. Беребин М. А. Астаева А. В. К вопросу о качественно и психометрическом подходах в современной нейропсихологической диагностике // Вестник ЮУрГУ. – № 32. – 2008. – С. 19–28.
  6. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического исследования. – М. : Центр лечебной педагогики, 1999. – 160 с.
  7. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с., ил.
  8. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2000. – 180 с.
  9. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Проблема синдрома в нейропсихологии детского возраста // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 164–170.
  10. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Проблема фактора в нейропсихологии детского возраста // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 57–65.