Из ранее практиковавшихся в России форм территориального планирования более всего были близки ландшафтному планированию районные планировки.
Существовало два уровня проектных работ – схемы и проекты районной планировки. Схемы районной планировки выполнялись для областей, краев, республик РФ и округов. Проекты районной планировки выполнялись для муниципальных районов и их групп, а также зон влияния крупных городов, курортных районов и др.
Новым градостроительным кодексом осуществление районных планировок не предусмотрено, но ранее составленные схемы и проекты районных планировок учитываются при новом планировании. Остаются действующими и некоторые методические приемы районных планировок.
Содержание районных планировок хорошо отражается перечнем типов карт и схем, составляющих проект районной планировки. Он состоит из трех разделов: основные, дополнительные и вспомогательные материалы.
В целом принципы и методы районной планировки в определенной мере опираются на ландшафтно-экологические концепции, хотя в реальных проектах эти принципы нередко воплощаются формально и недостаточно эффективно. Будучи одним из звеньев иерарахической системы территориального планирования, районная планировка подчинялась ее общим принципам, установившимся в период господства жесткого вертикального планирования «сверху вниз», и поэтому отражала наиболее существенные особенности этой системы.
В свое время на рубеже 1940-1960-х гг. районная планировка была прогрессивно развивающейся формой проектной деятельности, важным каналом проникновения ряда ландшафтно-экологических принципов в практику природопользования. Однако районные планировки не вполне соответствуют социально-экономическим реалиям и потребностям нашего времени, и полное перенесение этого инструмента в современную практику территориального планирования по некоторым причинам нежелательно.
Районная планировка – это выполнявшийся до 1998 г. вид проектных работ, основной целью которого являлось рациональное, взаимосвязанное размещение на конкретной территории производственных предприятий, городов и поселков, транспортных магистралей, инженерных коммуникаций и мест массового отдыха. Районные планировки составлялись на основе всесторонней оценки возможностей территории с учетом географических, экономических, архитектурно-планировочных, инженерно-технических и экологических условий и факторов.
Основные материалы:
- современное состояние территории;
- функциональное зонирование;
- проектный план;
- первоочередные мероприятия.
Дополнительные материалы:
- географическое положение;
- комплексная оценка территории;
- инженерно-геологические условия и минеральные ресурсы;
- расселение и планировочная структура;
- сельское и лесное хозяйство;
- культурно-бытовое обслуживание;
- организация массового отдыха;
- охрана природы и памятников культуры:
- транспортные сети и сооружения;
- водообеспечение;
- энергоснабжение;
- мелиорация и инженерная подготовка территории;
- более детальные фрагменты некоторых карт и схем на наиболее освоенные участки территории (по желанию заказчика);
- медицинское зонирование (для курортов);
- варианты планировочной организации территории.
Вспомогательные материалы:
- рабочие схемы, обосновывающие комплексную оценку территории (геологическое строение, почвы, растительность и др.).
Существенные особенности системы:
- приоритет интересов экономики хозяйственного освоения территории;
- опора на генеральные схемы расселения и на градостроительные планировочные решения сверху донизу;
- подчиненная роль природоохранного подхода;
- некоторая необязательность планировочных предложений, выражающаяся, например, в том, что юридическое закрепление границ землепользования осуществлялось другими документами – планами землеустройства, независимыми от содержания районной планировки и выполняемыми в более крупном масштабе.
Нежелательные причины:
- экологический императив, вынуждающий общество отказываться от примата вульгарно понимаемой экономической выгоды;
- процесс перераспределения компетенций между центром и регионами, разделение собственности на землю и полномочий по управлению ею;
- возможность для всех хозяйствующих субъектов вовлекаться в мирохозяйственные связи через прямые контакты с иностранными партнерами, что предопределяет и необходимость согласования нормативной базы;
- возрастающее число конфликтов из-за ресурсов, территорий, нарушений прав граждан на экологически благоприятную среду обитания.