1. Цели освоения дисциплины

Курс «Ландшафтное планирование и дизайн» рассматривает ландшафт как объект природопользования и природообустройства. Ландшафтный подход все шире применяется при обосновании проектов использования, благоустройства и охраны природы конкретных территорий. Данный курс необходим для приобретения теоретических знаний и навыков в области ландшафтного планирования и дизайна.

Цель курса – дать методологическую основу ландшафтного планирования, обозначить принципы и методы ландшафтного планирования, обучить магистрантов методикам ландшафтного планирования,  заложить знания о ландшафтном дизайне как форме организации ландшафтного пространства.

Задача курса – выработать у студентов понимание теоретических основ проектирования культурных ландшафтов с использованием искусственных и природных элементов окружающей среды, а также практические навыки создания архитектурно-дизайнерских экспозиций различных ландшафтных и градостроительных объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Ландшафтное планирование и дизайн» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 021000 «География».

В последние годы наблюдается повышенный интерес к культурным ландшафтам, их историческому, культурологическому, геоэкологическому изучению. В рамках этого процесса все более актуальными становятся исследования в области планирования, эстетики и дизайна ландшафта. Курс «Ландшафтное планирование и  дизайн» относится к числу наиболее перспективных для профессиональной подготовки студентов географов, геоэкологов. Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в результате освоения курсов «Ландшафтоведение», «Почвоведение и география почв», «Геоэкология», «Биогеография», «Климатология», «Гидрология», «Антропогенное ландшафтоведение» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Ландшафтное планирование и дизайн»:

В процессе изучения курса «Ландшафтное планирование  и дизайн» формируются элементы общенаучных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению «География». По результатам дисциплины обучающийся должен:

быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-5);

иметь базовые знания теоретических и прикладных основ территориального планирования и управления и уметь их использовать на практике (ПК-22);

знать теоретические основы и владеть практическими навыками ландшафтного планирования (ПК-25).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

 

уметь:

 

владеть:

 


4.1. Структура преподавания дисциплины

№ п/п

Наименование тем

Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации

лекции

практические занятия

семинары

СРС с преподавателем

СРС без преподавателя

1

Введение

III

1

2

 

 

 

2

 

2

Теория и методы планирования

III

1-2

2

 

 

 

14

аннотации статей

3

Ландшафтное планирование в зарубежных странах

III

2-3

 

 

 

2

2

10

сводные таблицы

4

Концепция развития и методика ландшафтного планирования в России

III

3-6

 

2

2

 

10

опорный конспект

5

Взаимодействие природных и городских ландшафтов в градостроительстве

III

6-7

 

 

2

 

12

материалы-презентации

6

Географические и стилистические особенности историко-культурных ландшафтов различных эпох

III

7-8

 

 

2

 

12

материалы-презентации

7

Ландшафтный дизайн

III

8

2

 

 

 

10

глоссарий

8

Основные принципы проектирования и формирования пейзажа

III

9

2

 

 

2

9

собеседование

9

Композиционное использование свойств ландшафтных составляющих и их взаимодействие

III

10

 

 

2

2

9

тестирование

10

Проектирование объектов ландшафтного дизайна

III

11

 

 

2

 

9

устный опрос

11

Предпроектные исследования

III

12

 

 

2

 

9

собеседование

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

18

Зачет

ИТОГО: 72 часа

 

 

8

2

14

6

114

 

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Введение

Цели и задачи курса. Понятие о ландшафтном планировании. Определение понятий «ландшафтное искусство», «ландшафтная архитектура», «ландшафтный дизайн». Место ландшафтного планирования в управлении природопользованием, цели, задачи и функции, методы реализации.

 

2. Теория и методы планирования

Понятие планирования. Теория планирования. Планирование как процесс. Формально-логический и политический процесс планирования. Система пространственного (территориального) планирования. Планирование в бюрократической организации. Этические вопросы планирования. Научные и коммуникационно-теоретические основы планирования. Методы анализа, прогноза и оценки. Методы планового менеджмента. Сочетание директивных и индикативных методов планирования.

3. Ландшафтное планирование в зарубежных странах. Сравнительный анализ систем ландшафтного планирования

Европейская ландшафтная конвенция. Ландшафтное планирование в Германии: история развития. Содержание и задачи ландшафтного планирования. Этапы и шаги ландшафтного планирования. Виды ландшафтных планов и уровни планирования в Германии. Вклад ландшафтного планирования в охрану природы и окружающей среды. Полезность ландшафтного планирования для местных сообществ. Носители, адресаты и обязательность ландшафтного планирования в Германии. Правовые основы ландшафтного планирования в Германии. Технология процесса ландшафтного планирования в Германии: разделы планов, графические материалы, стадии планирования.

Сравнительный анализ систем ландшафтного планирования в европейских странах (Великобритания, Нидерланды, Франция и др.). Ландшафтное планирование в США.

 

4. Концепция развития  и методика ландшафтного планирования в России

Соотношение с территориальным и градостроительным планированием. Перспективная система ландшафтного планирования в России. Задачи по формированию системы ландшафтного планирования в России. Земельное, лесное, водное, природоохранное и градостроительное законодательство в области природопользования РФ; нормативно-правовые основы и предпосылки ландшафтного планирования в России. Специфика и функции ландшафтного планирования в современный период.

Пространственные уровни планирования. Этапы планирования. Методика разработки ландшафтной программы (на примере экологического зонирования Байкальской природной территории). Методика разработки рамочного ландшафтного плана. Методика разработки крупномасштабного ландшафтного плана. Информационная база ландшафтного планирования на инвентаризационном этапе.

 

5. Взаимодействие природных и городских ландшафтов в градостроительстве

Проблемы формирования городской среды. Преобразование естественных элементов и компонентов ландшафта. Система озелененных территорий города. Значение ландшафтной архитектуры в современных условиях. Исторические аспекты формирования городского пространств. Городская планировочная структура.

 

6. Географические и стилистические особенности историко-культурных ландшафтов различных эпох

Садово-парковое искусство Древнего мира. Садово-парковое искусство Китая и Японии. Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве. Особенности проектирования парковых ландшафтов пейзажного стиля. Развитие садово-паркового искусства России. Допетровская Россия. Трансформация голландского барокко в «приморских парадизах» XVIII в. Стиль рококо как переход к пейзажным паркам.

 

7. Ландшафтный дизайн

Соотношение понятий «ландшафтная архитектура» и «ландшафтный дизайн». Характерные модели и важнейшие композиционные элементы ландшафтного дизайна. Графический язык ландшафтного дизайна: приемы изображения объектов ландшафтного дизайна, особенности изображения природных элементов в интерьерах и экстерьерах, психология восприятия природных элементов ландшафта.

 

8. Основные принципы проектирования и формирования пейзажа

Выбор сюжета. Организация пространства. Закон линейной перспективы. Закон воздушной перспективы. Свет и тень. Цвет. Цвет и свет. Приемы композиции: ритм, контраст, нюанс, симметрия и асимметрия.

 

9. Композиционное использование свойств ландшафтных составляющих и их взаимодействие

Рельеф: выровненная поверхность, склон, холм, овраг, балка. Композиции из камня, выбор породы, камни и растительность. Водные устройства и акватории: источник, ручей, каскад, фонтан, водопад, река и море, декоративный бассейн, озеро и пруд, вода и растительность. Растительность: принципы подбора, экологический, фитоценотический, систематический, физиономический принципы. Солитер, группа, аллея, изгородь, роща, массив, луг и газон, газон, луг, цветочное оформление.

 

10. Проектирование объектов ландшафтного дизайна

Типология объектов ландшафтного дизайна. Факторы, влияющие на формирование ландшафтных объектов. Дизайн лесопарковых ландшафтов. Дизайн основных функциональных зон городских ландшафтов. Варианты дизайна городских парков.

 

11. Предпроектные исследования

Предпроектный анализ и исследование территории: морфология ландшафта, функциональное зонирование и оптимизация хозяйственного использования территории. Предпроектные материалы. Проектная документация.

5.  Образовательные технологии

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению «География» при реализации различных видов учебной работы используются активные и интерактивные формы (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины) проведения занятий, которые в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают профессиональные навыки обучающих.

Часть аудиторных занятий проводится в виде лекций, в ходе которых преподаватель объясняет наиболее сложные вопросы. Для проведения лекций широко используются презентации с применением мультимедийных средств, облегчающих понимание темы.

Помимо лекций аудиторные занятия предполагают практические работы и семинары. Семинары проводятся в различной форме: междисциплинарные, проблемные, тематические. На семинарах применяются такие педагогические приемы, как диспут, мозговой штурм. Часть лекционного материала и материалов семинарских занятий доступны через сеть Интернет. Это развивает способности к поиску и отбору студентом требуемой информации.

Для закрепления знаний по отдельным разделам курса «Ландшафтное планирование и дизайн» проводятся практические занятия, целью которых является формирование навыков самостоятельной работы с разнообразной информацией.

Самостоятельная работа магистранта разнообразна. Она предполагает составление конспектов первоисточников, сводных таблиц, глоссария, подготовку информационных сообщений, создание материалов-презентаций.

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткого обзора информации. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы.

Составление сводной таблицы – это вид работы по систематизации объемной информации, которая сводится в рамки таблицы. Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Глоссарий оформляется письменно, включает размещение терминов в алфавитном порядке и их объяснение.

Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Подобная работа требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.

 

Примерный перечень тем практических занятий

  1. Интерпретация опубликованных карт интегральных целей развития на основе компонентных карт значения и чувствительности.
  2. Интерпретация опубликованных карт мероприятий и действий на основе карт значения, чувствительности и целей развития.
  3. Выбор критериев для оценки значения компонентов ландшафта и составления соответствующих карт на основе тематических карт модельной территории и другой доступной информации.
  4. То же для оценки чувствительности и составления карт чувствительности этой территории.

 

Примерный перечень тем семинаров

  1. История зарождения и становления ландшафтного планирования. Сравнение немецкого и российского путей.
  2. Ознакомление с опубликованными работами по ландшафтному и территориальному планированию и их оценка. Опыт зарубежных стран (США, Франции, Англии, Польши и др.).
  3. Городская планировочная структура.
  4. Пейзажные парки Европы XVIII – начала XIX в.
  5. Пейзажное направление в парковых ландшафтах России.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины

 

Для текущей аттестации студенты должны представить 2 таблицы, 1 информационное сообщение, 1 конспект первоисточника, глоссарий (не менее 20 слов), 2 материала-презентации. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

 

6.1. Примерный перечень тем для составления материалов-презентаций

1.  Городская планировочная структура. Типы городских планировок (линейная, шахматная, лепестковая, радиально-кольцевая, иррегулярная).

2. Сады Средневековья.

3. Сады эпохи Возрождения.

4. Регулярные садово-парковые ландшафты Европы: итальянское и голландское барокко, французский классицизм.

 

 

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Понятие «ландшафтное планирование». Цели, объекты, предметы и направления исследований ландшафтного планирования.
  2. Предпосылки развития ландшафтного планирования и его место в ландшафтоведении как науке.
  3. Исторические аспекты ландшафтного планирования.
  4. Основные этапы и направления ландшафтного планирования в XX в.
  5. Законодательные и нормативные основы ландшафтного планирования.
  6. Сравнительный анализ систем ландшафтного планирования в зарубежных странах (Великобритании, Нидерландах, Франции, Германии, США и др.)
  7. Концепция развития ландшафтного планирования в России. Перспективная система ландшафтного планирования в России.
  8. Концепция развития ландшафтного планирования в России. Задачи по формированию системы ландшафтного планирования в России.
  9. Методика ландшафтного планирования в России. Пространственные уровни планирования.
  10. Изменение природных компонентов архитектурно-ландшафтной среды в целях их наилучшего приспособления к потребностям человека.
  11. Проблемы формирования городской среды.
  12. Садово-парковое искусство Древнего мира.
  13. Сады Средневековья и эпохи Возрождения.
  14. Садово-парковое искусство Франции XVII в.
  15. Регулярные сады России.
  16. Соотношение понятий «ландшафтная архитектура» и «ландшафтный дизайн».
  17. Характерные модели и важнейшие композиционные элементы ландшафтного дизайна.
  18. Графический язык ландшафтного дизайна.
  19. Композиционное использование рельефа.
  20. Композиционное использование воды.
  21. Композиционное использование растительности.
  22. Типология объектов ландшафтного дизайна.
  23. Факторы, определяющие формирование объектов дизайна.
  24. Дизайн лесопарковых ландшафтов.
  25. Дизайн основных функциональных зон городских ландшафтов.
  26. Варианты дизайна городских парков.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Антипов А.Н., Дроздов А.В. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт. – Новосибирск: ИГ СО РАН, 2002. – 141 с. Режим доступа: http://geo.tsu.ru/faculty/structure/chair/geography/u-metodika/landplanirovanie.php

Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. – М.: Агропромиздат, 1988. – 165 с.

Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 c.

Владимиров В.В. Урбоэкология. – М.: Издательство МНЭПУ, 1999. – 204 с.

Голованов А.И., Сурикова Т.И., Сухарев Ю.И., Зимин Ф.М. Основы природообустройства. – М., 2001. – 262 с.

Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды. – М.: Мысль, 1980. – 264 с.

Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование. – М.: Академия, 2008. – 336 с.

Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии / Под ред. А.В. Дроздова. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. – 239 с.

Кржановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 204 с.

Курбатова А.С., Башкин В.Н., Касимов Н.С. и др. Экология города. Учебное пособие для вузов. – М.: Научный мир, 2004. – 620 с.

Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. – СПб.: Нева, 2004. – 192 с.

Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 176 с.

Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк. – М.: Стройиздат, 2003. – 240 с.

Руководство по ландшафтному планированию. Т.1. Принципы ландшафтного планирования и концепция его развития в России. – М.:ГЦЭП, 2000. – 136 с.

Руководство по ландшафтному планированию. Т.2. Методические рекомендации по ландшафтному планированию. – М.: ГЦЭП, 2001. – 72 с.

б) дополнительная литература:

А.Н. Антипов, Ю.М. Семенов. Ландшафтное планирование в Прибайкалье // География и природные ресурсы. 2006. – С. 11-18. Режим доступа: http://geo.tsu.ru/faculty/structure/chair/geography/u-metodika/landplanirovanie.php

Белкин А.Н. Городской ландшафт. – М.: Высшая школа, 1987. – 112 с.

Вергунов А.П., Горохов В.А. Ветроград. Садово-парковое искусство России. – М.: Культура, 1966. – 431 с.

Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. Город и ландшафт. – М.: Мысль, 1986. – 238 с.

Геоэкологические основы территориального проектирования и планирования. – М.: Наука, 1989. – 144 с.

Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. – М.: Стройиздат, 1985. – 578 с.

Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во «Архитектура – С», 2004. – 208 с.

Дроздов А.В. Перспективы развития ландшафтного планирования в России // Известия РАН. Сер. Географ. – 1996. – № 1. – С. 21-32.

Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. – М.: Стройиздат, 1979. – 315 с.

Козин В.В., Петровский В.А. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь. – Смоленск, 2005. – 575 с.

Ландшафтное планирование и охрана природы: немецко-русско-английский словарь-справочник.  – Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2006. – 191 с.

Мазуров Ю.Л. Ландшафтно-экологическое обоснование территориального проектирования // Вестник МГУ. Сер. География. – 1995. –  № 1. – С. 55-61.

Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. – М.: Мысль, 1973. – 223 с.

Николаев В.А. Ландшафтоведение. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 244 с.

Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. – М.: Стройиздат, 1989. –  339 с.

Охрана ландшафтов: Толковый словарь. – М.: Прогресс, 1982. – 272 с.

Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Изд-во «Россия молодая», 1994. – 336 с.

Романова Э.П. Современные ландшафты Европы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 265 с.

Семенов Ю.М., Антипов А.Н. и др. Экологически ориентированное планирование землепользования в Байкальском регионе. Ольхонский район: Рамочный план экологически ориентированного землепользования в масштабе 1: 200000. – Иркутск: Изд-во СО РАН, 1998. – 183 с.

 

в) Интернет-ресурсы:

Ландшафтное планирование: Общие основания. Методология. Технология: Труды Международной школы-конференции «Ландшафтное планирование». – М., Географический факультет МГУ, 2006. - 280 с. с цв. ил. Режим доступа: http://www.landscape.edu.ru/science_landplanbook2006.shtml

«Территория и планирование» – первый российский журнал об управлении и развитии частных и государственных земель. Это журнал для тех, кто принимает решения в области комплексного развития территорий. Режим доступа: http://terraplan.ru/

«Экологическое планирование и управление» Журнал. Режим доступа: http://www.eco-plan.ru/

Институт планирования окружающей среды Ганноверского университета имени Лейбница, Institut für Umweltplanung, Universität Hannover Herrenhaeuser Str. 2, D-30419 Hannover. Режим доступа: http://www.uni-hannover.de

Институт инженерной биологии и ландшафтного строительства, Департамент строительства и природных опасностей, Университет агрокультуры, Вена, Universität für Bodenkultur, Department fur Bautechnik und Naturgefahren, Institut für Ingenieurbiologie und Landschaftsbau, Peter Jordan-Strasse 82, A-1190 Wien. Режим доступа: http://www.boku.ac.at

Журнал американской ассоциации планирования. Режим доступа: http://www.planning.org/japa/

Ландшафтное и городское планирование. Один из известнейших журналов этой тематики. В последнее время включает статьи по ландшафтной экологии. Режим доступа: http://www.elsevier.com/locate/landurbplan.

Journal of environmental planning and management - английский журнал об экологическом планировании и управлении. Режим доступа: http://www.tandf.co.uk/journals/titles/09640568.asp

Имеется доступ к учебным материалам кафедры географии ГГФ ТГУ созданным в электронном виде. http://geo.tsu.ru/faculty/structure/chair/geography/u-metodika/uresurs/romas.php