Public Relations, PR, связи с общественностью, пиар (от англ.) – технологии создания и внедрения образа идеи, товара, услуги, персоналии, организации в сознание общества, в ценностный ряд социальной группы. Цель мероприятий PR – закрепление этого образа как позитивного и необходимого.
Авантитул – первая страница двойного титульного листа, на нем часто печатают издательскую марку, девиз издательства и т.п.
Аннотация – элемент выходных сведений издания, включающий краткую характеристику содержания издания, его целевое назначение и читательский адрес.
Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Внекнижная реклама (эпитекст) – все рекламные сообщения, которые расположены вне книги (проспекты, плакаты, листовки, презентации, публикации в СМИ и т.п., а также письма и дневники автора, которые также способны выполнять рекламную функцию).
Издательская марка (издательский знак, сигнет, логотип) – это эмблема, изображение, символизирующее направление деятельности издательства и являющееся его знаком. Издательская марка может быть размещена на авантитуле или лицевой странице титульного листа, на обложке, переплете, суперобложке.
Клапаны суперобложки – отвороты суперобложки, загнутые за сторонки переплета или обложки книги.
Колонтитул – элемент аппарата издания, содержащий некоторые данные об издании (обычно фамилию автора, заглавие книги, журнала или статьи, или заголовок раздела) и помогающий читателю ориентироваться в содержании текста на странице.
Контент-анализ (от англ. contents – содержание) – анализ содержания определенных текстовых документов (в данном случае – текстов СМИ) в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций.
Маркетинг событий – это инструмент стратегического позиционирования, который связывает компанию или торговую марку с определенным социальным событием, явлением или его аспектами, к взаимной выгоде сторон. Работа с таким явлением может создать «кредо» или «систему ценностей» торговой марки и тем самым значительно улучшить ее восприятие и привести потребителей к намерению совершить покупку.
Мерчендайзинг (англ. merchandising) – подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети. В данном случае речь идет о формировании линии товаров, сопровождающих и поддерживающих реализацию книжной продукции.
Некоммерческая (социальная) реклама – это реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение к делам общества. Задачей такой рекламы является изменение отношения публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создание новых социальных ценностей.
Неэластичный спрос – рыночная ситуация, при которой величина спроса на товар слабо реагирует на изменение цены товара: речь может идти о товарах повседневного спроса или ситуации, когда товар (например, книга) не имеет замены.
Обратная экранизация – издание книги, созданной по мотивам успешного фильма или сериала.
Обусловленное читательское поведение – это чтение ради удовольствия, позволяющее читателю помечтать, убежать от реальности и т.д.
Паблик рилейшнз – см. Public Relations.
Паблисити (от англ. publicity – публичность, гласность) – стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или благоприятных презентаций в СМИ, которые не оплачиваются определенным спонсором.
Паратекст – комплекс всех элементов рекламы книги, задача которых – «знакомить» читателей с произведением и способствовать его правильной интерпретации. Термин введен французским исследователем Ж. Женеттом. Паратекст Женетт делит на перитекст и эпитекст.
Переплет – твердая защитная покрышка книги, соединенная с книжным блоком при помощи форзацев.
Перитекст – см. Прикнижная реклама.
Пресс-релиз – краткое информационное сообщение для СМИ, содержащее в себе новость об организации (или частном лице), выпустившей пресс-релиз, или изложение её позиции по какому-либо вопросу.
Прикнижная реклама (перитекст) – весь комплекс элементов издания, сопровождающих основной текст произведения (оформление обложки, имя автора, заглавие, предисловие, примечания и т.п.).
Продакт плейсмент (англ. product placement) – рекламный метод, который подразумевает размещение информации о товаре в популярном литературном произведении, сериале или кинофильме.
Рациональное читательское поведение – чтение в информационных или образовательных целях.
Реклама – это ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информационно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку.
Рекламный коллаж – совокупность вербальных и визуальных элементов в оформлении книги.
Серийная марка – это фирменный знак серии, который помещается на каждом из входящих в него изданий.
Сетература (сетевая литература) – это все литературные произведения, первая публикация которых была осуществлена в интернет-сети.
Слоган (от англ. to slog – сильно ударить) – рекламная формула, постоянный рекламный девиз, четкая, ясная и лаконичная формулировка основной темы рекламного обращения.
Суперобложка – мягкая обертка книги из бумаги или пленки.
Титульный лист – первый лист книги, может быть одинарным (из двух страниц) и двойным (из четырех страниц).
Форзацы – элемент внешней конструкции книги: два листа размером в развернутую книгу каждый, которые согнуты вдвое по ширине и приклеены к кромке корешкового поля книги и одной из ее сторонок.
Фронтиспис – вторая страница двойного титульного листа, на которой размещено изображение – обычно портрет автора или иллюстрация ко всей книге в целом.
Шмуцтитул – первая из внутренних начальных страниц книги, на которой размещено заглавие произведения или заголовок части, иногда сопровождаемые изображением или эпиграфом.
Электронная книга – устройство, имеющее дисплей, которое размерами и формой напоминает обычную книгу. Его можно «заряжать» текстами из различных банков информации.
Эпитекст – см. Внекнижная реклама.