Логистика, как научная дисциплина с практическим уклоном к гражданской сфере, начала формироваться в начале XX в. в США, а затем и в Западной Европе. В этом процессе выделяют четыре основных исторических этапа [13, 16]:

1) период «фрагментаризации» (1920–1950 гг.). Формирование предпосылок становления логистической концепции, инструментов снижения общих затрат и управления материальными потоками;

2) период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950–1970 гг.). Зарождение теории и практики логистики. Поиск новых путей снижения затрат в производстве и распределении. Активное развитие информационных технологий как средства поддержки принятия решений по снижению затрат;

3) период развития (1970–1980 гг.). Начало применения логистики на практике. Поиск путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики, распространения логистических систем, философии всеобщего управления качеством и промышленной логистики;

4) период интеграции (1980–2000 гг.). Независимые логистические функции фирмы начинают совмещаться с деятельностью ее логистических партнеров. В результате образуются логистические цепи.

В табл. 2 представлены тенденции развития логистики, являющиеся ответной реакцией на проблемы развития экономики и целей менеджмента компаний.

 

Таблица 2. Тенденции развития логистики в XX в.

 

Период

Окружающая

обстановка

Центр внимания промышленности

Центр внимания логистики

50-е гг.

Объем производства

Цены

Контроль запасов

60-е гг.

Продажи/маркетинг

Услуги

Распределение

70-е гг.

Использование

капитала

Прибыльность

Производство

80-е гг.

Конкуренция

Качество

Закупка/Производство/Продажи

90-е гг.

Глобализация

Партнерство

Экология

 

Время

 

Бизнес-процесс