Логистика, как научная дисциплина с практическим уклоном к гражданской сфере, начала формироваться в начале XX в. в США, а затем и в Западной Европе. В этом процессе выделяют четыре основных исторических этапа [13, 16]:
1) период «фрагментаризации» (1920–1950 гг.). Формирование предпосылок становления логистической концепции, инструментов снижения общих затрат и управления материальными потоками;
2) период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950–1970 гг.). Зарождение теории и практики логистики. Поиск новых путей снижения затрат в производстве и распределении. Активное развитие информационных технологий как средства поддержки принятия решений по снижению затрат;
3) период развития (1970–1980 гг.). Начало применения логистики на практике. Поиск путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики, распространения логистических систем, философии всеобщего управления качеством и промышленной логистики;
4) период интеграции (1980–2000 гг.). Независимые логистические функции фирмы начинают совмещаться с деятельностью ее логистических партнеров. В результате образуются логистические цепи.
В табл. 2 представлены тенденции развития логистики, являющиеся ответной реакцией на проблемы развития экономики и целей менеджмента компаний.
Таблица 2. Тенденции развития логистики в XX в.
Период |
Окружающая обстановка |
Центр внимания промышленности |
Центр внимания логистики |
50-е гг. |
Объем производства |
Цены |
Контроль запасов |
60-е гг. |
Продажи/маркетинг |
Услуги |
Распределение |
70-е гг. |
Использование капитала |
Прибыльность |
Производство |
80-е гг. |
Конкуренция |
Качество |
Закупка/Производство/Продажи |
90-е гг. |
Глобализация Партнерство Экология |
Время |
Бизнес-процесс |