Юридическое верховенство конституции предполагает наличие контроля за ее соблюдением. Такая правовая охрана направлена на достижение, прежде всего, незыблемости общественного и государственного строя, закрепленного в основном законе страны; на достижение стабильности правового статуса личности; на неуклонное выполнение норм конституции всеми субъектами конституционного права.
Правовая охрана конституции – совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции страны всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа неприятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм.
Основным объектом конституционного контроля является конституционность законов, иных правовых актов.
В то же время законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность не подлежат, т.к. представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета.
Органами конституционного контроля являются:
- глава государства;
- парламент;
- правительство;
- суды общей юрисдикции;
- специализированные органы конституционного контроля (Конституционные суды).
Виды конституционного контроля:
В литературе выделяют предварительный и последующий конституционный контроль.
Предварительный осуществляется либо до принятия закона парламентом, либо после его принятия, но до подписания главой государства.
Последующий конституционный контроль представляет собой проверку уже вступивших в законную силу нормативных актов на предмет их конституционности.
Различают также формальный и материальный контроль.
Формальный контроль заключается в проверке соблюдения установленных процедурных правил рассмотрения и принятия нормативного акта, ставшего объектом конституционного контроля, а материальный – в проверке конституционности самого содержания соответствующего правового акта или отдельных его положений.
На основании того, какими органами проверяется конституционность нормативных актов, некоторые государствоведы выделяют децентрализованный и централизованный конституционный контроль.
Если он осуществляется судами общей юрисдикции, то его называют децентрализованным (американским), если специальным судом – централизованный (европейский).
Различают также конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов).
Бывает обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные виды законов, например органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).