Сюжет и композиция – это близкие, но не тождественные понятия. Сюжет воспроизводит динамику событий. Композиция представляет собой построение, архитектонику произведения. Отношение между сюжетом и композицией – это отношение между динамикой и статикой, между движением и устойчивостью сложившейся структуры.
Своеобразие композиции определяется характером диалога журналиста с аудиторией, который требует максимально экономной, сжатой формы изложения. Общие законы композиции – соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному гармония между общим и частным – своеобразно преломляются в журналистике как соотношение факта и комментария, факта и идеи, доказательства и вывода, детали и характера, конкретной ситуации и общей проблемы.
В журналистике композиционные приемы разделяются на три основные группы:
1. Построение материала, логика развития темы отражает по преимуществу последовательность и субординацию событий и фактов: это предметная группа приемов.
2. Архитектоника материала воспроизводит структуру авторских рассуждений.
3. Построение материала диктуется сопоставимостью авторских ассоциаций, сравнений, аналогий – «эссеистские приемы».
Эти приемы позволяют раскрыть глубинное, аналитически выявленное содержание, предоставляют возможность добиваться соразмерности между широтой обобщения и частными наблюдениями, между общим паном изображения и деталью.