Еще Энгельс замечал, что порой «журналистика толкает к поверхности, потому что из-за недостатка времени привыкаешь наспех справляться с такими вопросами, о которых сам знаешь, что полностью ими еще не овладел». Поэтому накопление знаний, навыков и умений, способность творчески воспринимать и критически оценивать имеющийся опыт, прогнозировать свою деятельность с учетом возникающих общественных проблем и потребностей массового сознания необходимы для журналиста.
Для формирования творческой индивидуальности журналисту необходимы в первую очередь:
- знания – общекультурные и профессиональные;
- опыт, навыки, умения.
Но исследователи выделяют, кроме знаний, навыков и умений, и другие факторы, влияющие на формирование творческой индивидуальности журналиста:
- желание: наличие глубинных личностных мотивов журналистской деятельности, потребность в деятельности именно этого рода, способность перевести поставленную задачу в личностно значимую.
- социальные свойства личности – мировоззрение, моральные принципы.
Творческая индивидуальность формируется в определенных профессиональных и социальных условиях. Особенно важно здесь общение с профессиональной средой. Нельзя не отметить и влияние социальной среды: на творческую индивидуальность, безусловно, влияют общая ситуация, положение и задачи журналистики в данной стране в данное время. В стране могут существовать запреты, навязаны обществу определенные стереотипы. Предоставление творческой свободы позволяет реализоваться журналисту во всей полноте творческой индивидуальности.
Микросредой (непосредственное окружение журналиста, коллектив редакции) и макросредой (контакты с людьми из других творческих сфер – научной, художественной, литературной).