Проблема адаптации первокурсников к условиям вуза
Термин «адаптация» возник в рамках физиологической науки. Под адаптацией в биологической науке, где это понятие издавна выступает одной из основных категорий, принято понимать процесс приспособления организма к окружающим условиям. Любой организм (человек в этом не составляет исключения) является частью природной среды, но представляет собою относительно замкнутую, автономную систему, обладает своей внутренней (биологической, физиологической, нервно-физиологической) средой – гомеостазом.
Гомеостаз – это состояние относительного (динамического) постоянства внутренней среды организма в пределах, сложившихся в филогенезе, «отработанных» во взаимодействии с природными условиями (температура тела, кровяное давление, количество сахара, холестерина, йода, железа и других микроэлементов в крови и т.д.). Организм, чтобы существовать, вынужден неуклонно поддерживать свой гомеостаз, т.е. уравновешивать себя с изменяющейся природной средой.
В дальнейшем он распространился на более широкий круг явлений, характеризующих приспособление строения и функций организма к условиям внешней среды. Несколько десятилетий назад этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды.
Адаптация в широком смысле – процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижение главной цели: прогресса человека.
• Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой.
• Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности.
• Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью.
• Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности.
• Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения.
• Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.