Метод перемещений – один из основных инженерных методов расчета конструкций и сооружений, базирующихся на подходах теории сопротивления материалов. Метод позволяет исследовать поведение всей конструкции взаимодействующих типовых элементов, для каждого из которых известно решение по формулам сопромата. Именно такие исследования лежат в основе процедур оптимизации с учетом комплекса различных критериев оптимальности (таких как критерий равнопрочности, например).
Основные допущения метода перемещений:
конструкция (или сооружение) состоит из набора типовых элементов, взаимодействующих только в отдельных точках – узлах системы;
все внешние силы прилагаются к узлам конструкции.
Рассмотрим основные приемы метода перемещений на простом примере анализа поведения стержневой системы (рамы), приведенном в популярном пособии [1]. Стержневая конструкция представляется системой из четырех одинаковых стержней длины l, скрепленных в соответствии с чертежом, приведенном на рисунке 1.
Введем понятие обобщенных узловых усилий и отвечающих им обобщенных узловых перемещений.
Для приведенной на рис. 1 конструкции внешние силы могут быть приложены в точках взаимодействия А и B, которые мы назвали узлами системы (см. рис. 2 а)). Важно отметить, что с этого момента мы имеем дело уже с модельной конструкцией.
Модельная конструкция – упрощенный образ реальной конструкции или сооружения.
Упрощения образа обеспечивают выполнение всех допущений метода перемещений строительной механики и теории сопротивления материалов.
Пусть U1, U2… – обобщенные перемещения узлов стержневой системы, измеряемые в линейных или угловых единицах.
Р1, Р2… – внешние силы (усилия, моменты), приложенные в узлах, – каждая из них отвечает обобщенному перемещению узла с тем же номером.
U1 и P1 – угол поворота узла А и внешний момент, приложенный к этому узлу.
Момент равен силе умноженной на плечо.
![]() а) |
![]() б) |
Рис. 2.
Рама характеризуется углами поворота узлов А и В.
По формулам сопромата вследствие поворота узлов А и B в стержнях возникнут реактивные моменты, равные:
![]() | – момент относительно узла |
![]() | – момент относительно узла |
Где Е – модуль Юнга, J – момент инерции сечения.
Если перемещение задано в узле В, то
здесь под перемещением узла В рассматривается поворот.
В узле А соединяются три стержня. Чтобы закрутить узел на угол U1=UA надо приложить момент сил, равный сумме моментов во всех стержнях. При этом используется очевидное условие: обобщенные перемещения в узле для элементов, примыкающих к этому узлу и соединенных жестко – равны.
С учетом сказанного, действительные реактивные моменты в стержнях:
Здесь r11– реактивный момент в первом узле от единичного поворота того же узла; r12– реактивный момент в первом узле от поворота второго узла и т. д.
Под действием реактивных моментов в стержнях и внешней нагрузки узлы должны оставаться в равновесии, т. е. если для заданных значений U1 и U2 – углов поворотов узлов, вычислить RA и RB , а затем задать в узлах внешние моменты P1= RA и P2= RB, то стержни как раз и загнутся на углы U1 и U2 – упруго.
![]() | (*), |
где Р1 и Р2 – внешние усилия (здесь моменты).
Система уравнений (*) получена для рассмотренной стержневой конструкции и позволяет получать прогноз углов поворота узлов конструкции для любых заданных внешних моментов Р1 и Р2, или требуемых внешних моментов для достижения требуемых узлов поворота U1 и U2.
Важно отметить, что для конструкции или сооружения любой сложности система уравнений типа (*), связывающая узловые значения усилий и перемещений, может быть построена, если из-вестны приближенные решения (по формулам сопротивления материалов) для всех элементов конструкции.
Например, если считать, что жесткости стержней EJ одинаковы, P1=3; P2=0, EJ/l=1, тогда U1=6/23; U2=-3/46.
В таком виде метод перемещений был предложен во второй половине XIX в. Двадцатый век ввел в рассмотрение вектора и матрицы. Пусть между переменными x1, x2 … и y1,y2 … имеется группа зависимостей:
то, вводя понятия векторов-столбцов:
Вектор-столбец – вектор, компоненты которого представляются совокупностью значений x1, x2 … xn и y1, y2 … yn
Прямоугольная матрица – совокупность коэффициентов аij (i=1, …, m; j=1, …, n)
эту зависимость можно представить в виде:
Каждый элемент вектора-столбца произведения [a]{x} есть сумма произведений элементов строки матрицы [a] на элементы вектора-столбца {x}.
Умножение матрицы на вектор имеет смысл тогда, когда число столбцов матрицы равно размерности вектора, т. е. числу компонент вектора-столбца {x}. Если у матрицы одна строка, т. е. это матрица – строка, то ее произведение на вектор-столбец есть скаляр.
![]() | - транспонированная матрица |
Матрица [a]T называется транспонированной к матрице [a], если столбцы матрицы [a]T являются строками матрицы [a], а строки [a]T – столбцами матрицы [a].
Применив эти понятия к задаче, рассмотренной в начале лекции, получим:
Компоненты матрицы [r] определяются параметрами жесткости системы Е и J и [r] называется «матрицей жесткости».
Построенная система линейных алгебраических уравнений определяет связь между компонентами узловых усилий и узловых перемещений любой конструкции (или сооружения) любой сложности, если известны приближенные решения (по формулам сопротивления материалов) для каждого типа элементов. Но для анализа поведения всей конструкции (а значит и для ее оптимизации) надо решить эту систему с приемлемой точностью.
Число уравнений построенной системы определяется числом сопряженных элементов конструкций, а значит числом узлов, и размерностью задачи, – т.е. числом степеней свободы модельной конструкции.
Решение больших систем уравнений во все времена представляло значительную проблему. Счастливой (и культивируемой!) особенностью систем линейных алгебраических уравнений, получаемых в методе перемещений, является возможность сведения их к ленточному типу.
Ленточный тип систем линейных алгебраических уравнений – тип системы уравнений, характеризуемый матрицей системы [r], в которой ненулевые члены группируются в окрестности главной диагонали. Необходимая группировка достигается иногда после перенумерования (всего лишь!) узлов модельной конструкции.
Такую процедуру можно назвать оптимизацией матрицы системы. Ленточная структура системы линейных алгебраических уравнений позволяла еще во времена отсутствия компьютеров (для нас – доисторические) проводить вычислительный анализ и оптимизацию достаточно сложных конструкций и сооружений. Дополнительным условием получения решений больших систем линейных алгебраических уравнений с приемлемой точностью является требование диагонального преобладания ленточной матрицы – условие превышения абсолютного значения диагонального элемента над значениями остальных элементов строки и столбца матрицы. И это условие является второй счастливой особенностью систем уравнений метода перемещений с оптимизированной матрицей.