В зависимости от коммуникативной цели читающего, ориентированной на предполагаемый результат, связанный с различной степенью понимания текста, выделяются четыре основных вида чтения:
Изучающее чтение. Предполагает абсолютно полное (100%) и точное понимание всех основных и второстепенных фактов и деталей, содержащихся в тексте. Так читаются тексты (или части текстов), информация которых особенно важна, интересна для читающего. Предполагается дальнейшее использование этой информации, её длительное запоминание.
Ознакомительное чтение. Предполагает понимание основного содержания (75-100%), основной линии аргументов автора. Понимание основной информации – точное, второстепенной – приблизительное, но не искажённое. Некоторые детали могут быть пропущены. Нет установки на последующее использование информации и её длительное запоминание.
Просмотровое чтение. Задача – получение самого общего представления о тексте. Читатель преследует различную степень детализации – от определения только темы, до более детального прочтения текста или его фрагментов. Используется для первичного знакомства с публикациями.
Поисковое чтение. Направлено на нахождение в тексте конкретной необходимой информации – определений, формулировок, данных и т.п. Текст бегло просматривается, а та часть текста, которая является объектом поиска, обычно подвергается изучающему чтению.
Показателем сформированности навыков чтения выступает достижение чтецом цели чтения – желаемой степени полноты, точности и глубины понимания содержания текста – за определенное количество времени.
У зрелого чтеца на иностранном языке скорость чтения соответствует следующим параметрам:
Данные приведены по монографии С.К. Фоломкиной «Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе» (М., 1987).
1. Изучающее чтение – 100% информации при скорости 50–60 слов в минуту.
2. Ознакомительное чтение – 70% информации при скорости 180–190 слов в минуту.
3. Просмотровое чтение – определение темы текста и основных вопросов при скорости 1–1,5 страницы в
минуту.
4. Поисковое чтение – нахождение нужной информации при скорости 1–1,5 страницы в минуту.