В зависимости от коммуникативной цели читающего, ориентированной на предполагаемый результат, связанный с различной степенью понимания текста, выделяются четыре основных вида чтения:

  1. Изучающее чтение. Предполагает абсолютно полное (100%) и точное понимание всех основных и второстепенных фактов и деталей, содержащихся в тексте. Так читаются тексты (или части текстов), информация которых особенно важна, интересна для читающего. Предполагается дальнейшее использование этой информации, её длительное запоминание.

  2. Ознакомительное чтение. Предполагает понимание основного содержания (75-100%), основной линии аргументов автора. Понимание основной информации – точное, второстепенной – приблизительное, но не искажённое. Некоторые детали могут быть пропущены. Нет установки на последующее использование информации и её длительное запоминание.

  3. Просмотровое чтение. Задача – получение самого общего представления о тексте. Читатель преследует различную степень детализации – от определения только темы, до более детального прочтения текста или его фрагментов. Используется для первичного знакомства с публикациями.

  4. Поисковое чтение. Направлено на нахождение в тексте конкретной необходимой информации – определений, формулировок, данных и т.п. Текст бегло просматривается, а та часть текста, которая является объектом поиска, обычно подвергается изучающему чтению.

Показателем сформированности навыков чтения выступает достижение чтецом цели чтения – желаемой степени полноты, точности и глубины понимания содержания текста – за определенное количество времени.

У зрелого чтеца на иностранном языке скорость чтения соответствует следующим параметрам: