Проявление изменчивости языка во времени обусловливает введение двух аспектов его анализа, направленных на моделирование двух сторон его онтологии – синхронной и диахронной.
Диахрония – историческое развитие языковой системы, его существование «на стреле времени».
Синхрония – состояние языка в определенный момент его развития как системы одновременно сосуществующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Современная лингвистика исходит из диалектической трактовки понятий синхронии и диахронии в соотношении с понятиями динамики и статики; диахрония не только динамична, но и стабильна, а синхрония не только стабильна, но и динамична.
Суть диахронического подхода состоит в актуализации процессов динамических процессов. Однако сведение эволюции к одним постоянным преобразованиям достаточно односторонне, свидетельство этому тот факт, что у носителей языка не возникает на протяжении их жизни ощущения, что их язык перестает быть тем же языком. Следствием этого является необходимость применения методов синхронного анализа, системно-структурных методов и при исследовании исторических процессов.
Синхронический аспект актуализирует состояние устойчивости языковой системы на определенном временном срезе. Однако не стоит отождествлять синхронию и статику. Всякое изменение первоначально относится к языковой синхронии. В отличие от искусственных семиотических систем, которые в процессе своего функционирования не меняются, естественные языки развиваются и изменяются именно в ходе своего применения.
Не всякое изменение в речи приводит к изменению в системе языка, но всякому изменению в системе языка предшествует изменение в речи.
Динамика синхронии – это динамизм повседневного языкового существования:
1) не прекращающейся конкуренции вариантов конструкций, слов, их форм и произношений;
2) конкуренции сосуществующих форм (литературной, диалектной и др.), стилистических подсистем национального языка;
3) динамического взаимодействия говорящего и слушающего в процессе осуществления речевого акта;
4) нейролингвистических процессов порождения и восприятия речи.
Динамизм синхронии языка предопределяет важность использования и диахронических методов при его моделировании.
Исторический метод обладает большой объяснительной силой, особенно ярко проявляясь при объяснении аномалий языка.
Например, в современном русском языке фонема /е/ имеет необъяснимые в современной точки зрения варианты реализации: она то является беглой, то проявляется в полном варианте в совершенно аналогичных позициях: день – дня, мех – меха, то в позиции под ударением переходит в /о/, то такого перехода не наблюдается, ср.: весна – весны, стрела – стрелы. Объяснения данным явлениям мы находим в истории русского языка: современная /е/ восходит к разным звукам: /е/ краткому, /ь/ – редуцированному, /е/ долгому. Редуцированный в позиции перед гласным полного образования пал (дьнь – дьня → дня), в позиции перед редуцированным прояснился в гласный /е/ (дьнь → день).
В ХIII- ХVI вв. под ассимилятивным воздействием последующего твердого согласного /е/, восходящее к /е/-краткому и /ь/-редуцированному, переходило в /о/ (весна – весны), а /е/-долгое – была самостоятельной фонемой и такого перехода не знала (стрела – стрелы).
Синхронный подход отвечает на вопрос: что есть? Диахронный анализ отвечает на вопрос: почему это есть?
Методы синхронного и диахронного анализа рассматриваются как взамнодополняющие.