1.7.1. Групповая коммуникация: природа и функции

В данном разделе рассматриваются такие виды коммуникации, в которых участвуют более двух субъектов (полисубъектные): групповая и массовая.

С точки зрения функциональной масштабности групповая коммуникация противопоставляется, в первую очередь, межличностной - в своей направленности на массового потребителя, с другой стороны, она отличается от массовой коммуникации меньшей степенью опосредованности характера общения и большей определенностью адресата.

Природа групповой коммуникации связана с отличительной особенностью человека - его стремлением объединяться в группы, члены которых преследуют общие цели (спортклуб: цель - быть здоровым и красивым; научный семинар: цель - получение научных результатов по смежной проблематике и т.п.).

Речевое воплощение коммуникативного процесса в группе во многом определяется основанием для ее формирования (коррелирующим с целью объединения). В соответствии с данным основанием противопоставляются формальные и неформальные объединения. Отдельно следует рассматривать семейные группы, не соответствующие признакам названных типов.