Типология речевых стратегий представлена в монографии О.С. Иссерс.
Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: КомКнига, 2006.
В зависимости от «глобальности» коммуникативных установок выделяются:
Общие и частные речевые стратегии соотносятся друг с другом, как, например, общая стратегия дискредитации реализуется в частных стратегиях обвинения, оскорбления, насмешки.
В основе функциональной классификации речевых стратегий - их значимость на определенном этапе коммуникативного взаимодействия.
Основная стратегия является наиболее значимой на данном этапе коммуникации - в наибольшей степени способствует достижению коммуникативной цели. Например, стратегия самооправдания в ситуации объяснения с собеседником, который пострадал по вине говорящего.
Основные стратегии можно охарактеризовать как семантические, учитывая их лингвистическую природу (как способ формирования желательной семантики). В этом смысле семантические стратегии определяют, как и какими языковыми средствами поставленная цель может быть достигнута. Стратегии этого типа имеют непосредственное отношение к выбору семантических, стилистических и прагматических средств.
Вспомогательные стратегии способствуют достижению коммуникативной цели в дополнение к основной стратегии.
Прагматические стратегии решают задачи, связанные с созданием различных дополнительных эмоционально-оценочных компонентов сообщения и способствуют реализации основной стратегии. Например, в дополнение к стратегии самооправдания в ситуации объяснения с собеседником, который пострадал по вине говорящего, может быть использована стратегия подчинения, обещания и под.
Риторические стратегии связаны с реализацией техник эффективного общения - привлечение внимания, структурирование текста сообщения и под.
Диалоговые стратегии призваны осуществлять контроль за организацией диалога - контроль над темой, контроль над инициативой и т.д.