Коммуникативная функция языка является его основной функцией. Язык, со всеми его проявлениями, во всем многообразии его элементов (вербальные средства коммуникации), создан для общения и живет и развивается благодаря обслуживанию коммуникативного процесса.
Все функции средств вербальной коммуникации (функции языка) конкретизируют основную его функцию (коммуникативную). Язык в многообразии проявлений его основной - коммуникативной - функции выступает как универсальное средство общения, способное зафиксировать практически любую информацию и оформить как сообщение. При этом сообщение может исходить от конкретного или абстрактного (множественного) адресанта; и обращено оно может быть как к конкретному лицу (и даже к животному или артефакту), так и к абстрактному множеству адресатов. Адресат и адресант могут при этом быть разведены в пространстве, их коммуникативные действия не согласованы во времени (ср.: письмо в будущее как речевой факт; сообщение в Интернете для случайного читателя или множества читателей; послание в бутылке от потерпевших кораблекрушение и под.).
Универсальность языка как информационного кода определяет многообразие проявлений его коммуникативной функции, в рамках которой можно выделить
Констатирующая (информативная) функция языка обеспечивает передачу информации в ее прямом - номинативном - проявлении. В чистом виде эта функция работает, например, в учебнике химии - в высокоинформативном тексте, лишенном эмоциональности и экспрессии (ср.: тексты учебника истории, например, уже содержат некоторую оценку описываемой ситуации, в противном случае они превращаются в справочник фактов, непонятных учащемуся в силу отсутствия интерпретации).
Другие названия данной функции - «регулятивная», «апеллятивная». Регулятивная функция призвана обозначить цели и намерения говорящего, то, что явилось реальной целью обращения. Ее задача состоит в том, чтобы говорящий был понят так, как он планировал.
Главной задачей коммуникации является воздействие на слушающего, изменение его мировидения в целях решения собственных задач.
Коммуникация осуществляется в рамках определенной культуры, существование которой поддерживается наличием некоторой вербально оформленной культурно значимой информации. Так, для русской культуры таковой являются произведения устного народного творчества, воспоминания ветеранов войны и т.п.
Вопросительная функция определяет потребность не только передать, но и получить какую-либо информацию.
Иногда основная коммуникативная цель - передать информацию - отходит в рамках конкретного коммуникативного акта на второй план или даже вовсе утрачивается. Такое коммуникативное проявление свойственно речевым актам приветствия, поздравления, разговорам «о природе - о погоде» и т.д. Главная стратегическая задача в этих случаях - установление контакта между говорящим и слушающим, реальное содержание сообщения - «я знаю, что ты - это ты, и могу с тобой общаться». Если адресат сообщения Привет! Как дела? начнет в ответ рассказывать о своих делах, то такую ситуацию можно будет квалифицировать как коммуникативную неудачу.
Магическая («заклинательная») функция речи относится к области словесной магии. К ее проявлениям относятся табу, заговоры, молитвы, клятвы, присяга и т.д. Слово в рамках данной функции рассматривается не как означающее, а как часть означаемого (неконвенциональная трактовка языкового знака).
Тексты, актуализирующие эту функцию, содержат множество «темных» мест, на первый взгляд, затрудняющих коммуникацию, но на самом деле - способствующих реализации не информативной, а именно магической функции.
Эстетическая функция языка призвана реализовать потребность человека в особом оформлении непосредственно языковой фактуры. В ее ведении - деятельность по отбору речевого материала, его преобразованию в рамках выразительных возможностей языка. Успешность коммуникации (воздействия) определяется, в том числе, и способностью говорить «изысканно», «витиевато», «иносказательно».
Метаязыковая функция речи помогает ориентироваться в мире вещей (ср.: Почему дорогу зимником назвали? При чем здесь зима? По ней что - только зимой ездят?). Особым образом актуализируется данная функция в коммуникативных актах, связанных с нейтрализацией трудностей речевого выражения (ср.: Как бы это лучше сказать…, Как бы точнее выразиться… и под.).