![]() |
Продукция советской
автомобильной промышленности |
В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) принял курс на индустриализацию («СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, должен стать страной, производящей машины и оборудование»).
Индустриальный рывок был совершен за годы первых пятилеток (I – 1928–1932 гг., II – 1933–1937 гг., III – 1938–1942 гг.).
С 1927 г. началась работа по составлению первого 5-летнего плана. Контрольные задания разрабатывались Госпланом (председатель Г.М. Кржижановский) и ВСНХ (В.В. Куйбышев). В итоге были сформулированы 2 варианта первого 5-летнего плана – «отправной» и «оптимальный» (в среднем на 20 % выше). Подробнее.
Кржижановский Глеб Максимилианович (1872–1959), политический деятель, академик (1929 г.), вице-президент (1929–1939 гг.) Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда (1957 г.). В 1903–1904 гг. член ЦК РСДРП, член ЦК партии в 1924–1939 гг. В 1920 г. председатель комиссии ГОЭЛРО. В 1921–1923 гг., 1925–1930 гг. председатель Госплана, с 1930 г. директор Энергетического института Академии наук СССР (ныне им. Кржижановского). Труды по электрификации народного хозяйства.
Куйбышев Валериан Владимирович (1888–1935), политический деятель. С 1926 г. председатель ВСНХ СССР. С 1930 г. председатель Госплана СССР. С 1934 г. председатель Комиссии советского контроля при СНК СССР и первый заместитель председателя Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР.
Совет Народных Комиссаров – в 1917-1946 гг. название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 г. преобразованы в Советы Министров.
«Оптимальный» план:
- рост промышленной продукции на 135 %;
- рост производительности труда на 110 %;
- снижение себестоимости промышленной продукции на 35 %;
- увеличение капиталовложение в промышленность в 4 раза (при этом 78 % – в тяжелую промышленность);
- завершение «Великих строек» к 1930 г.
В мае 1929 г. V Всесоюзный съезд Советов принял как закон «оптимальный» вариант.
За годы первой пятилетки задания еще увеличивались, а сроки их выполнения сокращались. Лозунги тех лет: «Пятилетку – за 4 года!», «План любой ценой!»
За годы первой пятилетки переоборудовались старые предприятия, введено в строй 1 500 новых предприятий.
![]() |
Днепрогэс
|
Днепрогэс (1932 г.); Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.); тракторные заводы (Сталинградский (1930 г.), Харьковский (1931 г.), Челябинский (1933 г.)), Ростсельмаш (Ростов-на-Дону, 1930 г.), комбайностроительный завод «Коммунар» (Запорожье), Уральский машиностроительный завод, Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), Московский и Горьковский автозаводы (ЗИЛ, ГАЗ), Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва-Волга.
В годы второй пятилетки (1933–1937 гг.) наблюдался более взвешенный подход к планированию. Задания для тяжелой промышленности были меньше, чем в первую пятилетку; акцент сделан на легкую промышленность. Сдельная оплата труда («неонеп»). Именно в эти годы – развитие востока страны (Средняя Азия, Сибирь, Закавказье).
Третья пятилетка (1938–1942 гг.) вновь характеризовалась ставкой на тяжелую промышленность. Была прервана начавшейся войной.
Ярким явлением первых пятилеток было социалистическое соревнование. Подробнее.
Широко растиражированные рекорды стимулировали труд советских рабочих.
Киров (Костриков) Сергей Миронович (1886-1934 гг.), политический деятель. С 1921 г. первый секретарь ЦК КП Азербайджана. С 1926 г. первый секретарь Ленинградского губкома (обкома) и горкома партии и Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б); одновременно в 1934 г. секретарь ЦК ВКП(б). Член ЦК партии с 1923 (кандидат с 1921). Член Политбюро ЦК с 1930 г. (кандидат с 1926 г.). Убит.