Продукция советской
автомобильной промышленности

В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) принял курс на индустриализацию («СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, должен стать страной, производящей машины и оборудование»).

Индустриальный рывок был совершен за годы первых пятилеток (I – 1928–1932 гг., II – 1933–1937 гг., III – 1938–1942 гг.).

С 1927 г. началась работа по составлению первого 5-летнего плана. Контрольные задания разрабатывались Госпланом (председатель Г.М. Кржижановский) и ВСНХ (В.В. Куйбышев). В итоге были сформулированы 2 варианта первого 5-летнего плана – «отправной» и «оптимальный» (в среднем на 20 % выше). Подробнее.

В мае 1929 г. V Всесоюзный съезд Советов принял как закон «оптимальный» вариант.

За годы первой пятилетки задания еще увеличивались, а сроки их выполнения сокращались. Лозунги тех лет: «Пятилетку – за 4 года!», «План любой ценой!»

За годы первой пятилетки переоборудовались старые предприятия, введено в строй 1 500 новых предприятий.

 

Днепрогэс

Днепрогэс (1932 г.); Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.); тракторные заводы (Сталинградский (1930 г.), Харьковский (1931 г.), Челябинский (1933 г.)), Ростсельмаш (Ростов-на-Дону, 1930 г.), комбайностроительный завод «Коммунар» (Запорожье), Уральский машиностроительный завод, Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), Московский и Горьковский автозаводы (ЗИЛ, ГАЗ), Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва-Волга.

В годы второй пятилетки (1933–1937 гг.) наблюдался более взвешенный подход к планированию. Задания для тяжелой промышленности были меньше, чем в первую пятилетку; акцент сделан на легкую промышленность. Сдельная оплата труда («неонеп»). Именно в эти годы – развитие востока страны (Средняя Азия, Сибирь, Закавказье).

Третья пятилетка (1938–1942 гг.) вновь характеризовалась ставкой на тяжелую промышленность. Была прервана начавшейся войной.

Ярким явлением первых пятилеток было социалистическое соревнование. Подробнее.