Синтаксис (греч. syntaxis — построение, порядок, составление) — раздел языкознания, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
Синтаксическая связь – такая связь синтаксических единиц, которая служит для выражения синтаксических отношений между словами, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, создает условия для реализации лексического значения слова.
ВИДЫ (ТИПЫ) СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
|
|
сочинение
|
подчинение
|
Объединяет равноправные части сочинительных словосочетаний и сложносочиненных предложений.
![]() |
Объединяет главную и зависимую части словосочетаний и сложноподчиненных предложений.
![]() |
Термин «синтаксис», впервые использованный стоиками (3 в. до н. э.), был отнесен к наблюдениям над логическим содержанием высказываний. Интерес к категориям синтаксиса присутствовал уже у ранних греческих мыслителей (Аристотель, Платон и др.) и был обусловлен производимым ими логическим анализом речи.
Древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в
Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».
Древнегреческий философ. Ученик Сократа, примерно в
Платон разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
Основные сочинения: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
В русском языкознании на развитие синтаксиса как особой науки оказали влияние работы М.В. Ломоносова, К.С. Аксакова, Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова, А.Х. Востокова, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, Д.Н. Шмелева, А.А. Шахматова и др. исследователей.
Русский публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства.
Литературная деятельность его весьма разнообразна: дидактические стихи, комедии, филологические исследования, литературно-критические и исторические статьи.
Основные филологические работы Аксакова ставят задачу «самобытного воззрения» на русский язык, в частности на синтаксис, освобождения его от подведения «под формы и правила иностранной грамматики».
Статьи: «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или Мертвые Души» (
Русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (
Труды в области славянского и русского языкознания, древнерусской литературы и фольклора, древнерусского изобразительного искусства. Представитель мифологической школы в русской науке, позже – школы заимствования (миграционная теория). Издавал древние рукописи.
Вслед за В. Гумбольдтом и Я. Гриммом Буслаев положил языкознание в основание науки о культуре или народном духе. Он осмыслил мировоззренческие и историко-культурные функции языка, первый в отечественной науке последовательно использовал язык как исторический источник. Опираясь на сравнительно-историческое изучение лексики славянских языков, он дал убедительную картину славянских верований мифопоэтического периода. Через все труды Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры. Он последовательно выступал против школьной риторики, нормативной эстетики и логического языкознания, противопоставляя им филологию, историю искусства и сравнительно-историческое языкознание.
В