Оценка персонала является важнейшим компонентом управления, поскольку лишь знания и умения людей, их согласованные действия могут обеспечить достижение целей организации.

Цель оценки персонала – определить меру соответствия качеств работника требованиям конкретной должности, на которую он претендует.

Оценка персонала является своеобразным «сквозным» видом кадровой работы, поскольку содействует (явно или неявно) решению следующих задач:

•        отбор кандидатов на работу;

•        определение эффективности деятельности работников;

•        выявление потенциальных возможностей сотрудников с точки зрения их дальнейшего использования (назначение на более высокую должность, выдвижение в резерв, увольнение);

•        выявление направлений развития работника и разработка программ обучения;

•        дифференциация заработной платы и премий.

Оценка персонала служит трем целям:

•        административной (повышение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, поощрение, наказание, понижение по службе, увольнение);

•        информационной (информирование руководителей и самих специалистов об уровне их работы);

•        мотивационной (повышение эффективности деятельности).

При оценке персонала необходимо соблюдать требования к оценочной технологии.

Можно выделить два основных вида оценки:

•        оценка, проводимая при назначении на должность – входная оценка, оценка при должностном перемещении специалиста;

•        текущая (актуальная) оценка, периодически проводимая, например, в форме аттестации, квалификационного экзамена.

Непременным условием проведения оценки специалиста является наличие:

•        профессионально-квалификационных требовании по замещаемой должности;

•        должностных обязанностей, изложенных в должностной инструкции или описании должности;

•        критериев и индикаторов, по которым происходит оценка;

•        формальных субъектов оценки (непосредственный руководитель, члены аттестационной комиссии);

•        квалифицированных и независимых субъектов оценки (эксперты, ученые, представители профсоюзных органов, других общественных объединений – неформальные субъекты оценки);

•        открытости и доступности установленных процедур и применяемых методов оценки;

•        механизма реализации выводов, сделанных на основании оценки.

В основе процедуры оценки (диагностики) персонала лежат выбранные критерии и показатели «сличения» оценок с теми данными, которые получены в результате аттестации специалиста. Подготовительная процедура оценки персонала включает разработку методики проведения оценки, выделение общих и приоритетных критериев и показателей оценки работников, компьютерное обеспечение.