Образование и развитие человека XXI в. неполноценны без информационной грамотности, информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизнедеятельности в условиях информационного общества. Речь идет о его готовности к самостоятельной информационной деятельности, ориентированной на целенаправленное получение и совершенствование знаний в течение всей социально активной жизни в качественно новой эпохе, когда информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха. Уровень информационной культуры ощутимо оказывает влияние на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. Умение находить и использовать информацию влияет на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и др. факторы. Информационная культура является залогом социальной защищенности человека в обществе [3].
Понятие информационной культуры базируется на двух фундаментальных понятиях – информация и культура. С точки зрения культуры, информационная культура рассматривается как составляющая процесса формирования культуры человека. Информационная культура, по сути, является той частью общей культуры человека, которая помогает ему самостоятельно наращивать знания, востребованные повседневной жизнью. Она включает следующие составляющие:
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Информационные потребности – потребности в информации, необходимой для решения конкретной задачи или достижения какой-либо цели.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации).