Типографика – искусство расположения, создания композиции из наборного материала на плоскости листа.
Сегодня, когда каждый умеет обращаться с компьютером, набрать текст вряд ли составляет для кого-то проблему. Текстовый редактор Word, которым мы обычно для этого пользуемся, позволяет и соответствующим образом отразить структуру текста: выделить заголовки, опорные фразы, примеры и т.д. И возможно, вам это покажется удивительным, но существует целое искусство работы с текстом – типографика. Текст книги скромен и аккуратен, а текст рекламной листовки словно выкрикивает лозунги прямо вам в ухо. Нельзя одно назвать хорошим, а другое – плохим, потому что в разных ситуациях требуется разное оформление. Главное – понять, как работает шрифт, и научиться использовать это знание для достижения своих целей. Поскольку в газете много текстовых элементов, то газетному оформителю необходимо знать базовые основы типографики.
До того, как печать стала компьютеризированной, литейные цеха выпускали комплекты печатных знаков, из которых потом составлялись страницы. Каждый такой комплект знаков одного рисунка, размера и начертания назывался шрифтом.
Различия между буквами наклонного и курсивного начертания заключаются в том, что они имеют разный рисунок. В первом случае форма буквы не меняется, а лишь наклоняется. Курсивное же начертание словно имитирует буквы, написанные от руки.
Для набора заголовков, которые по размеру обычно больше, чем основной текст, требовалось брать знаки уже из другого комплекта. Для того чтобы выделить в тексте слово или фразу жирным начертанием, требовались знаки третьего комплекта. Наборы шрифтов, родственных по рисунку, но разных начертаний и размеров, назывались гарнитурой. Сегодня, когда для набора курсивом или «болдом» (жирным) достаточно нажать одну кнопку на панели инструментов, слова «шрифт» и «гарнитура» стали фактически синонимами.
Сегодня шрифт – это целая семья, которая включает в себя разные комплекты знаков, отличающихся друг от друга насыщенностью (светлый, обычный, жирный), начертанием (прямой, курсивный, наклонный, широкий, узкий). Фактически каждый текстовый шрифт содержит как минимум четыре варианта – это нормальное, курсивное, жирное и курсивное жирное начертания, но существуют гарнитуры, которые включают в себя до трех десятков разных начертаний.
Такое упрощение, правда, обижает самостоятельную группу брусковых шрифтов, у которых тоже есть засечки. Но поскольку их гораздо меньше, и мы только начинаем осваивать искусство типографики, то это простительно. Тем более что зарубежные классификации делят шрифты именно таким образом: группа Serif включает все шрифты с засечками, а группа SanSerif – все шрифты без засечек.
Есть много классификаций шрифтов, но основная их масса принадлежит к двум категориям: антиквы и гротески. Упрощая, их можно представить так: с засечками и без.
Некоторые шрифты слишком эксцентричны, чтобы их можно было отнести к той или иной категории. Например, они могут имитировать почерк человека или оттиск печатной машинки. Такие шрифты составляют группу декоративных.