Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Так как структура портфолио определяется целью его использования, существуют различные структуры портфолио.

Для примера предлагаем рассмотреть один из вариантов структуры портфолио, которое предназначено для построения образовательного рейтинга студента в вузе. Данная структура разработана преподавателями кафедры менеджмента Череповецкого государственного университета И.Л. Васюковым, А.Н. Волковым.

Не отрицая полностью административных систем контроля за учебной активностью студентов и деловой активностью преподавателей, они предлагают использовать "Портфолио" как новый метод оценки достижений студента, рейтингования и контроля за его деятельностью. Авторы подчёркивают, что его огромное преимущество перед всеми административными способами контроля и стимулирования учебной и деловой активности заключается в том, что он "нужен", в первую очередь, не администрации, не преподавателям, а самим обучающимся в вузе студентам.

Портфолио - инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации учащегося (профессионала).